У родственника владельцев фермы, где, как сообщалось ранее, уроженку Бурятии с двумя маленькими детьми два года удерживали в рабстве, есть своя версия этих событий. Он заявил «Комсомольской правде в Воронеже», что девушка – шизофреничка, а дом, где жила наша землячка, построили специально для неё.
Журналисты побывали во втором отделении совхоза имени Дзержинского в Новоусманском районе Воронежской области, где всё и произошло. Это место не похоже на благоустроенный населённый пункт – крепкие дома соседствуют с жуткими развалюхами, отмечает издание.
Кстати, в 2013 году там уже был «рабовладельческий» скандал. 33-летний хозяин фермы в селе Парусное, расположенном всё в том же районе, держал в своих владениях несколько десятков человек. Их искали среди безработных и бомжей, а после отбирали документы. Потерпевшими в итоге признали всего четверых. Большинство работников – бывшие зэки – не стали предъявлять претензии.
Сам владелец с помощниками принуждали людей к тяжёлому труду и запрещал покидать территорию фермы. Когда те не слушались, их избивали палками и шлангами и засовывали в рот солому. Однажды одного рабочего обмотали цепью и снимали на камеру, повторяя, что он раб. Хозяину в итоге дали четыре года колонии.
Ферма же в совхозе Дзержинского оказалась не очень похожа на агропредприятие. Там стоит дом, а дальше – какие-то другие постройки. Рядом – двухэтажка. По швам не трескается, но выглядит не очень презентабельно.
Местные жители охотно рассказали «Комсомолке» о фермерах и о женщине, назвавшей себя их рабыней.
- Что на привязи её не держали, это точно, – утверждают сельчане. – Но ходила она недалеко – только по нашей улице. Дети – мальчик и девочка – диковатые были. Нельзя сказать, что они голодали. На ферме всегда можно найти что поесть. Но когда им давали конфетку, брали так, что становилось понятно – сладостями не избалованы. Как и мама с сожителем, неухоженные бегали, но ничего не поделаешь – ферма, грязь, навоз. Хотя мать стирала вещи, видели, как вешала одежду на верёвку.
Одна из женщин вспомнила: девушка жаловалась её сестре, что её хотят убить: «Вроде как за непослушание, а может, за то, что убежать хотела». Это, кстати, не первый случай побега с фермы.
- Хозяева приехали из Парусного, сначала у них были две коровы, потом стали ещё докупать. Людей брали то ли с вокзала, то ли ещё откуда. Проблемных. У некоторых, наверное, отбирали документы, а у других их и вовсе не было. Одна женщина и два молодых парня угнали машину, отъехали немного, опрокинулись и дальше на своих двоих убежали. Их вроде не поймали. Других ловили на трассе, били и возвращали назад. Одного парня лет 27-ми из Беларуси мы сами приютили. Он три месяца у нас жил. Хозяева приходили и устраивали «разборки», но мы его им не отдали. Помогли ему сделать документы, – отмечают местные.
«Чёрной неблагодарностью отплатила»
К самой ферме приехало много силовиков, и журналистов ненавязчиво оттуда «попросили». Впрочем, жители дома подсказали, где живут владельцы предприятия. Корреспондент «КП» встретил мужчину, который оказался их дядей, а ещё поговорили с пожилым соседом. Тот ничего необычного в доме напротив никогда не замечал.
- Нормальные соседи, мои дети с ними дружили. Ничего необычного, ни криков, ничего другого подозрительного, – отметил мужчина.
После общения с силовиками дядя, представившийся Тимуром, охотно поделился своим видением этой ситуации.
- Женщина, которая все это написала в соцсетях, с головой не дружит. Мои племянники едва ли не больше своих работников вкалывают. А ей осенью построили дом. Там она жила со своим мужчиной-узбеком. У него, кстати, тоже с головой не всё в порядке. Как-то недавно приехал, увидел, что у этой работницы под глазом синяк. Пошутил, спросил: «Двуногий бычок что ли ударил?». На мужа намекнул. Сказала, что оступилась, упала. Вы поглядите, как она жила с этим узбеком и детьми. У меня на даче такого дома нет, – поведал родственник фермеров.
Тимур провёл журналистов в тот самый дом, что рядом с хозпостройками. Грязи внутри не было, но он произвёл впечатление необжитого. В душе стояла стиральная машина, а в комнатах оказались лишь диваны.
- Племянники собирались покупать мебель, только осенью дом построили, – объяснил дядя. – А вот их работница чёрной неблагодарностью отплатила. Видно, её кто-то научил. Кстати, у неё с сожителем нехорошая история случилась. Тоже по осени – родила ребёнка и отказалась от него.
Мужчина живёт в Воронеже и, как отмечает «КП», сам может знать далеко не всё. С его племянниками пообщаться не удалось. Председатель местного сельсовета посоветовал обращаться за комментариями в районную администрацию. Там сообщили буквально следующее:
- Мы с большой тревогой воспринимаем информацию о жительнице Бурятии, которая заявила о том, что была в фактическом рабстве. Поэтому сейчас администрации поселения и района оказывают полное содействие правоохранительным органам в установлении всех обстоятельств. В сельскую администрацию никаких тревожных сигналов не поступало. По словам соседей, девушка имела в распоряжении мобильный телефон, вела «ТикТок», общалась с односельчанами. На наш взгляд, на противоречивой информации сложно делать какие-то выводы, и мы надеемся, что сотрудники силовых ведомств смогут дать объективную оценку произошедшему, – заявили чиновники журналистам.