Маркетплейсы, или же онлайн-магазины, - перспективное и стремительно развивающееся направление в коммерции. Помимо покупок, там можно вести собственный бизнес, и весьма успешно. Насколько он выгоден, труден и оправдывает ли надежды…
Бизнес мечты
Интернет-магазин Wildberries - это крупная российская компания, созданная аж в 2004 году, но до широких масс ее сервисы дошли не так давно. Сейчас на точки приема товаров можно наткнуться почти в любой части города и даже в поселках. Но если для кого-то это просто способ купить товар, не выходя из дома, то для людей с деловым чутьем - денежная жила. «Вайлдберриз» работает с юридическими лицами, ИП и самозанятыми. Выходить на площадку может и крупный бренд, и небольшой интернет-магазин. Количество товара тоже не имеет значения. Для того чтобы начать предпринимательскую деятельность, человеку потребуется ввести информацию о себе, в том числе копию паспорта, свидетельство ОГРНИП и свидетельство о госрегистрации ИП.
Если продавец — производитель товаров, нужно подтвердить право на продажу товара. Например, предоставить паспорт на продукцию или сертификат. Если продавец не является производителем товаров, нужен торговый знак.
После продавец принимает оферту, указывает реквизиты расчётного счёта и выбирает условия сотрудничества.
Но этап регистрации - только полдела. Чтобы получить прибыль, нужно постараться. Обо всех трудностях интернет-торговли мы расскажем ниже.
«Поймать тренд»
Анна - уроженка Улан-Удэ и сейчас ежемесячный оборот ее бизнеса составляет два миллиона рублей, но ведь так было не всегда.
- Училась в БГУ на факультете иностранных языков. Изучала китайский и английский. После университета поехала в город Гуанчжоу. Там работала переводчиком у одного петербуржца. Мы поставляли товары разным российским заводам, в основном металлические изделия. Часто приходилось искать товары на китайских платформах. Там же закупалась и для себя. Меня вдохновлял этот масштаб, все китайцы знают про эти платформы и заказывают товары как для бизнеса, так и для личного пользования. У нас в России такого еще не было, - рассказывает онлайн-ритейлер Анна Самандуева.
На родине Анна тоже решила попробовать себя на ниве интернет-магазинов - продавала через «Инстаграм» детскую одежду. Первые попытки бизнеса оказались не такими успешными, как того хотелось: продажи не шли, потому что разрекламировать товар не удалось. Но Анна не унывала, ведь это занятие было как хобби.
Когда началась пандемия, девушка не успела вернуться в Китай - государство закрыло границы. Она решила переехать в Санкт-Петербург, где продолжала работать удаленно. И в то время начала изучать «Вайлдберриз».
- До 2020 года «Вайлдберриз» был сложным инструментом продаж. Нужно было собирать целый пакет документов, чтобы зарегистрироваться. Сейчас система упрощается, ведь они сами заинтересованы набрать поставщиков, чтобы они продавали и оставляли комиссию самому «Вайлдберризу», - рассказывает Анна.
Пройдя этап регистрации весной 2020 года, уже в мае заказала товары из Китая. Первые поставки пришли в июне, сумма товаров составляла десять тысяч рублей. Продажи были маленькие - нужно было разобраться, как все работает.
- Через месяц пришло озарение - нашла товар, который в большом спросе у женщин: массажер для лица, роллер нефритовый. Пока заказала из Китая, он месяц ехал, как отгрузила на «Вайлдберриз» - продажи начались с первого дня. Это было волшебно, и я поставила задачу быстрей привозить из Китая и продавать товар.
Товар всегда приходил в Москву и кататься туда-сюда из Санкт-Петербурга было неудобно. Тогда девушка приняла решение переехать в «нерезиновую», но а для жизни в столице нужны средства. Развивая свой бизнес, параллельно Анна предложила услугу другим поставщикам «Вайлдберриз», что будет упаковывать для них товары. Так она смогла арендовать склад в Москве, нанять работников, настроить работу по упаковке и вскоре начала возить на «Вайлдберриз» свои товары и товары других поставщиков.
- Уже к 2021 году оборот составил 1,5 млн рублей - на столько я продавала покупателям товары. Мне помогло то, что я вовремя поймала тренд. Сегодня оборот уже 2 млн. Но сталкиваюсь с трудностью, что много конкурентов появляются, выходят на площадку новые поставщики. Сейчас нужно не просто выгрузить товар, а еще уметь его продвигать, - поделилась девушка.
«Поймать тренд» помогает опыт работы в Китае, ведь на китайских маркетплейсах Анна как «рыба в воде». А то, что сегодня популярно в Поднебесной, через некоторое время «стрельнет» и в России.
- Сейчас наладила сотрудничество с нашими поставщиками. Много предпринимателей из Бурятии. Чаще всего продают простые товары: бытовые, для хобби. Не у всех получается, если не знают, как продавать, хотя товар может быть интересен. Чаще всего бывает так, что берут то, что уже не в тренде, и много конкурентов, они не могут выделиться, разочаровываются и перестают продавать. Некоторые подходят к вопросу умнее - изучают аналитику, а кто-то нацеливается на узкую аудиторию, которая имеет определенный спрос, - заметила Анна.
Казалось бы, идеальный способ заработка, но не все так радужно. Как и в любом бизнесе, на «Вайлдберриз» процветает конкуренция.
- Сложность продажи заключается в том, что «Вайлдберриз» расширяется и каждый месяц предоставляет разные условия - повышает комиссию, заставляет участвовать в акциях и при отказе все так же повышает комиссию. Из-за того, что каждый день появляются новые поставщики, и из-за конкуренции снижаются цены, соревнуясь, люди работают себе в убыток и уходят с площадок, - подытожила девушка.
В конце нашего интервью Анна предрекла маркетплейсу судьбу американского «Амазона», который, как и его российский собрат, первое время был доступен всем и каждому. Но из-за конкуренции сильнейшие, а они же и богатейшие поставщики «выжили» остальных. И чтобы войти на площадку, стартовый капитал должен составлять не менее 200 тысяч рублей.
Трудности у новичков
Если у Анны за плечами были годы работы на китайском интернет-рынке, то следующий герой Тимур Цыдыпов - обычный парень из бурятского села, окончивший университет в Новосибирске. На «Вайлдберриз» молодой человек пришел, потому что было желание делать что-то свое, к тому же нужен дополнительный заработок, так как на одну зарплату далеко не уедешь.
- Сейчас продаю трехлетние дневники для личностного роста и влагозащищенные рюкзаки, продажи пока идут так себе, но учусь на своих ошибках. Начал там деятельность без обучений у различных блогеров, изучаю все сам, также у меня есть наставник, мой двоюродный дядя, который является уже успешным поставщиком на «Вайлдберриз» и «Озон», - рассказывает парень.
Не имея опыта, Тимур столкнулся с рядом трудностей: методика продаж, алгоритмы рынка и самой площадки, качественный анализ ниши - все это нужно понять и осмыслить, чтобы не уйти в минус. Но из-за того, что площадка переживает «болезнь роста», возникло множество проблем, которые коснулись молодого человека и других его знакомых поставщиков. Проблемы с доставкой товаров, техподдержкой и складской логистикой. Бывали случаи, что товар попросту терялся, и решить данную проблему с «Вайлдберриз» очень сложно, ведь все поставщики играют по правилам маркетплейса.
- Также есть проблемы с фулфилментом (комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки). Живу в Новосибирске, тут есть склад, но зона покрытия у него не на всю Россию, поэтому отгружать туда на начале пути нет возможности. Пользуюсь фулфилментом, это ребята, которые делают аутсорсинг складской логистики, проверки маркировок и отгружают на склад «Вайлдберриз», с ними также бывают проблемы, иногда завышают цены за услуги буквально с воздуха и частенько среди них бывают не совсем честные люди. Тут нужно аккуратно, если вы живете в регионе и отгружаете на склады в Москве, Казани и других крупных городах, - говорит Тимур.
Молодой человека закупает товар также из Китая, не пользуясь услугами посредников. Помогает родственникам и знакомым с поставками за символическую цену.
Что касается самих продаж, тут тоже пришлось набираться опыта на своих ошибках.
- Оформление карточек, много делал неправильно. То есть она была «непродающая», важен фотоконтент, важно правильное продвижение, в том числе в соцсетях и мессенджерах, - вспоминает парень.
В этой сфере без мошенников никуда, и их очень много.
- Даже те, кто обучает на интернет-курсах, чаще всего у них посредственный материал и продают его за дорого. К примеру, видел рекламу наставника, где он продавал информацию по недостаче товаров. Хотя эта информация есть в свободном доступе на самом «Вайлдберриз». Поэтому стоит очень осторожно искать контрагентов, наставников, поставщиков и посредников, ко всему подходить с умом, - подытожил парень.