«Аттракцион Воронова», «Оргазм Нострадамуса», «Аборт мозга». Даже если вы не слушаете рок-музыку, то наверняка хотя бы раз в жизни слышали диковинные названия этих и многих других групп, созданных в Бурятии и добившихся всероссийского успеха.
Сегодня о них говорят всё меньше и меньше. Кого-то из исполнителей уже нет в живых, а кто-то продолжает творить, оставаясь в тени. Так кто же они такие - рок-музыканты из Бурятии?
«Проводник, тормози, ты же гонишь...»
Основоположницей бурятской рок-музыки сегодня называют группу «Амальгама». Она появилась в 1984 году из двух коллективов: групп «Адама Бэнд» из технологического института и «Аванс», состоявшей из электриков, слесарей и маляров завода «Теплоприбор».
Лидер «Аванса» Андрей Гаврилов начал писать стихи ещё в школе и интерес к музыке проявил также в детстве, предпочитая игрушкам музыкальные инструменты. Когда пришла идея о слиянии двух групп, он пришёл к солисту «Адама Бэнд» Михаилу Рыжакову с энциклопедией, показал два слова - анаграмма и амальгама. И для названия коллектива Михаил выбрал второе.
Так родилась группа, песни которой звучали из магнитофонов всех любителей местного андеграунда. Однако двум лидерам одного коллектива ужиться было трудно, и в 1988 году Рыжаков покинул группу. На протяжении следующих четырёх лет солистом «Амальгамы» оставался Андрей Гаврилов.
Сегодня многие музыканты отмечают, что именно Гаврилов создал свой, местный, уникальный сценический имидж, стал яркой фигурой среди других музыкантов и фактически основал рок-движение в Бурятии.
Летом 1992 года в составе сессионной группы «АлямаГама» он записал альбом «Папироскин паравоз», песни из которого известны многим и по сей день: «Эй-уй», «Самбайна», «Папироса-паравоз». Тогда же был записан известный не только в Бурятии хит «Малым-мала», после вошедший в репертуар группы «Аттракцион Воронова».
Через два дня после записи альбома, в ночь на 16 июля, 32-летний Андрей Гаврилов погиб в ДТП. До сих пор непонятно, почему его автомобиль на большой скорости врезался в столб. После смерти музыканта «Амальгама» распалась.
В 1995 году Михаил Рыжаков сумел возродить группу, и фактически она существует до сих пор. В 2013 году Рыжакова не стало, но новый состав музыкантов продолжил творческий путь, по сути, уже новой «Амальгамы». К сегодняшнему дню записано более 20 новых песен и каверов на старые хиты. Группа выступала на фестивале «Голос кочевников - 2019».
«На данном или очередном этапе мы переосмысливаем наши вещи, создаем новые и, одним словом, работаем. Как обычно, без особых амбиций, надежд на какие-то материальные вознаграждения и тому подобные вещи. Кажется, это называется творчеством», - сообщается на официальной странице «Амальгамы» в соцсетях.
«Малым-мала, черным-черна...»
Сегодня об «Аттракционе Воронова» знают по всей стране. С 2006 года музыканты живут в Москве и ведут активную творческую и гастрольную деятельность.
А началось всё в Бурятии в 1983 году. Влюблённый в музыку студент Толя Воронов из Ильинки играл в разных ансамблях, последним из которых стал «Аттракцион». Сюда же он и пригласил своего друга - работника филармонии Сергея Ананина из села Нюки Кабанского района. Оба увлекались музыкой с детства. Сперва коллектив играл на танцплощадках, а позже стал участником городских проектов и разных фестивалей. Музыканты давали и собственные концерты.
Официально группа начала свою историю в 1996 году, когда было придумано название «Аттракцион Воронова». Они играли в разных стилях и только к 2000 году смогли найти своё звучание - уникальное и узнаваемое. Сами музыканты назвали его «рок-энд-ёхор». Объясняется это тем, что слово «рок» в русском языке имеет значение «судьба», а «ёхор» - бурятский культовый танец, музыка которого - неотъемлемая часть творчества группы.
21 сентября 2019 года «Аттракцион Воронова» осиротел - в возрасте 55 лет скоропостижно скончался его лидер Сергей Ананин. Это событие стало ударом по коллективу. Всё же сегодня самая известная рок-группа с берегов Байкала продолжает радовать своих поклонников концертами и новыми песнями.
«Ребята, которые всегда весёлые»
Одна из самых неоднозначных, но ставшая известной бурятской панк-группой носила вызывающее название «Оргазм Нострадамуса» («ОН») и вписала себя в историю не только местной музыки, но и всего русского рока, закрепившись под статусом «аморал-панк-группа».
Основали её улан-удэнские друзья детства Алексей «Угол» Фишев и Леонид «Резан» Резанов в 1995 году. Название образовали из двух сочетаний: «Оргазм Джоконды» и «Грехи Нострадамуса». Коллектив жил в авангарде движения, ведущего за собой экстремальных музыкантов, поэтов и художников, не вписывающихся в социум. В своих песнях «ОН» часто поднимал любовно-эротические темы, а также гротескно-абсурдистский бред.
Группа была востребована по всей стране. «Оргазм Нострадамуса» выступал совместно с такими известными коллективами, как «Коррозия Металла», «Пурген», «Король и Шут». Лидер последней - Михаил Горшенёв - как-то даже заявил, что «ОН» - его любимая группа.
«Оргазм Нострадамуса» угас на пике популярности в 2003 году. 4 июля после всероссийского тура умер 33-летний гитарист и автор музыки Александр Архипов. «Угол» решил набрать новый состав, ведь на осень были запланированы масштабное турне по городам России и ближнего зарубежья, а также сольные концерты по приглашениям. Готовилась и запись нового альбома. Но 22 ноября в Санкт-Петербурге от отравления алкоголем в возрасте 30 лет умер сам лидер коллектива Алексей Фишев.
О группе вновь заговорили спустя 15 лет. Осенью 2018-го на одном из лейблов вышли последние записи группы, созданные с 2002 по 2003 год.
«Сто ложечек кофе я съем на обед...»
Ещё одной не утратившей своей популярности в Бурятии до сегодняшнего дня стала группа «Аборт мозга», созданная в 2001 году гитаристом Романом Семёновым и вокалисткой Натальей Семёновой (творческий псевдоним - Сабрина Амо).
В новой хардкор-панк-группе в то время было два студента психологического факультета, и из-за увлечения музыкантов трансперсональной психологией родилось название «Аборт мозга», что понималось как «состояние отсутствия ментальных процессов».
- Название группы придумал Роман Семёнов, мне оно никогда не нравилось. Но оно было очень ярким и необычным, поэтому оставили, - объясняет сегодня Сабрина Амо. - Мы сразу нашли своих слушателей, никаких проблем с этим не было. Мы знали, кто наша аудитория и что она хочет.
С небольшой программой группа активно выступала на концертах в Улан-Удэ и ближних городах. А в 2006 году Роман и Сабрина решили переехать на какое-то время в Москву и устроили прощальный концерт в Улан-Удэ под названием «Аборт - результат блуда!». На следующий день газеты преподнесли это событие как «акцию против абортов» и записали музыкантов в группу с активной гражданской позицией.
В 2013 году группа остановила выступления и репетиции, а Сабрина Амо сосредоточилась над сольным проектом «Тишаны». Осенью 2015 года она объявила о возрождении «Аборта мозга», и они выступили на 20-летии «Оргазма Нострадамуса» в Москве и Санкт-Петербурге.
- Сегодня у нас всё отлично. Мы выпускаемся на хорошем российском лейбле, пишем очередной альбом, иногда продаём свою музыку разным кинематографическим компаниям для саундтреков. В общем, мы достигли всего, чего хотели, - сообщила Сабрина Амо.
«Это наша судьба, это наша мечта...»
О том, как в нулевых жилось рок-коллективам, рассказал Антон Лобанов, гитарист группы «Хронос», также зародившейся в Улан-Удэ.
- Всё началось в 2003 году, когда мы, вчерашние школьники, взяли в руки гитары и начали что-то сочинять и придумывать, пытались играть музыку, которая нам нравилась и до сих пор нравится, - вспоминает музыкант. - Первые концерты были в Улан-Удэ на площадках. В то время были популярны «чёрные рассветы». Было много разных коллективов тогда, и сцена особо не делилась. Концерты проходили достаточно интересно. Например, выступали восемь групп и каждая играла свой стиль. Во-первых, это прикольно - этакое содружество музыкантов. Во-вторых, наши возможности в плане инструментов были тогда невелики, и все друг у друга просили инструменты, гитары и так существовали. Оборудование найти было тяжело, финансово не могли себе позволить. Покупали б/у. Не было бюджетных инструментов, да и не было возможности заказать через интернет. В Улан-Удэ был тогда только один магазин «Мир музыки» с немаленькими ценами.
По словам Антона, в то время в столице Бурятии проводилась масса рок-концертов в различных ДК. На них приходила своя определённая «тусовка», чтобы просто встретиться. Конечно, бытует мнение, что многие в то время «баловались» наркотиками и алкоголем. Однако гитарист уверен, что доля таких людей в музыке не выше, чем в любой другой сфере.
- Кого я знаю, многие остались в рамках музыки и прекрасно себя чувствуют и живут. Кто-то действительно встал на тот «скользкий путь», и всё печально. Но тех, у кого в жизни всё сложилось хорошо, всё-таки больше. То, что все повально были наркоманами и пьяницами, - далеко не так. Из участников групп в Улан-Удэ очень много успешных людей - занимаются бизнесом, имеют своё призвание, - поведал Антон Лобанов.
Что касается судьбы группы «Хронос», то через пару лет поездок на разные фестивали она перестала существовать - кто-то из участников посвятил себя учёбе, кто-то - семье.
- В 2009 году мы собрали новый коллектив и взяли старое название. Всё проходило быстро. Тогда мы записали наш дебютный альбом «Хеви-Метал». Когда мы начинали записывать его, мотивация была одна - для истории - друзьям покажем, в старости послушаем. Но альбом нашёл своего слушателя. Нужно учитывать, что мы начали играть уже непопулярный хеви-метал, но нам нравилось то, что мы делаем. Как я всегда говорю, если кроме тебя нравится кому-то ещё, то, значит, ты не зря это делаешь, - улыбаясь, рассказывает музыкант.
В 2017 году Антон переехал в Москву, и произошло третье рождение «Хроноса» - сменился вокалист, работа перешла в студийный формат.
- Сегодня «Хронос» - это мой студийный проект, в котором участвуют различные музыканты, мои друзья. Для меня сейчас музыка не основная деятельность, но раз в несколько месяцев мы стараемся какой-то сингл выпускать. Сейчас работаем над новой песней, есть идеи по поводу нового альбома, - пояснил наш земляк.
«Забери свою свободу...»
Успешной стала и хеви-метал-группа «АрктидА», созданная в Улан-Удэ и ныне живущая в Москве. Коллектив появился в 2003 году.
- Всем сразу так понравилась песня «Забери свою свободу», нас по ней узнавали, можно сказать, наш первый хит, - продолжает композитор и клавишник группы Дмитрий Машков. - В то время люди сидели на лавочках, в подъездах, в беседках с гитарами и до утра пели песни. Иной раз проходил я где-то в районе ПВЗ, слышу, из подъезда доносится «Забери свою свободу». Приятно осознавать тот факт, что песня стала этаким «подъездным шлягером» в Улан-Удэ.
Поклонники группы менялись кассетами, знали песни наизусть и подпевали их на концертах.
Когда Дмитрий и гитарист Денис Бурлаков собрались ехать учиться в Москву, «АрктидА» почти прекратила работу.
Новая жизнь началась, когда музыканты решили заново собрать группу в столице. С согласия бывших участников они сохранили прежнее название и часть репертуара. Более года длились прослушивания, и осенью 2006 года «АрктидА» зазвучала голосом нового вокалиста Константина Савченко, который оказался ещё и композитором.
Начиная с 2008 года и по сей день группа выпустила три студийных альбома, столько же мини-альбомов и два десятка синглов. С 2012 года состав группы «АрктидА» неоднократно менялся, однако это не влияло на её стабильную творческую работу.
- Хорошие залы мы начали собирать в 2015 году, песня «Беги» попала в ротацию «Нашего радио», мы поучаствовали в «Нашествии», клип на песню «Атака русских мертвецов» за полгода набрал более миллиона просмотров. Пока для меня это успех своего рода. Но хочется больше! - признаётся Дмитрий Машков. - Жизнь группы сложилась весьма неплохо, учитывая тот факт, что «малолетки с Байкала», как нас тут называли в 2007-м, «припёрлись Москву покорять». Мы всегда были как-то особняком, да и остаёмся особняком, идём своей дорогой. Второй клип «Зачем мы уходим» приближается к 500 тыс. просмотров, что не может не радовать. Концертов из-за пандемии маловато. Недавно презентовали концертную акустическую программу, о которой я мечтал чуть ли не с 2010 года. Сейчас пишем альбом, идёт тяжело, на альбоме будет аж 18 или 19 песен.
«Мы - рабы духа времени...»
Около десяти лет назад в Бурятии на пике популярности была альт-метал-группа Storm. В 2004 году после распада группы «Драбаро» гитарист Михаил Пахомов и вокалист Игорь Угрюмов приняли решение собрать коллектив, который будет играть музыку, не ограниченную какими-то рамками.
- Наш слушатель нашелся сразу, после первых двух концертов в Иркутске и одного в Улан-Удэ. Это был 2005 год, - вспоминает сегодня Михаил Пахомов. - Мы играли в то время музыку, которая отличалась от всего представленного на местной сцене. Кто-то воротил нос, особенно музыканты, но с каждым нашим концертом слушателей было все больше и больше. В 2006-м мы записали CD Live Demo Shit, который распространялся на концертах и в музыкальных магазинах города, а также в интернете. И нас стали слушать не только на концертах.
Заметный рост и всеобщее признание пришли к Storm в 2011 году после выхода альбома «Дух Времени», распространившегося в сети по всей России. Группа принимала участие во множестве фестивалей. География их выступления - от Монголии до Перми.
- Последний концерт группа отыграла летом 2018 года на фестивале Metal Hail в качестве хедлайнера. На этом все. На данный момент группа ни над чем не работает. Причина - отсутствие единой цели у участников группы, - поведал Михаил Пахомов.
Сегодня участники Storm играют в кавер-группе Smakband, выступая в основном на праздниках и банкетах.
Стремиться и работать
Так, из чего же складывается успех и судьба группы? Этот вопрос мы задали одной из самых ярких рок-музыканток Бурятии Сабрине Амо.
- Можно стать успешным рок-музыкантом где угодно. Кому-то выступать в местном клубе - уже успех, кому-то концерты за границей кажутся обыденностью, - отвечает она. - Но нужно понимать, что если занимаешься чем-то, то нужно выкладываться по полной и ни на кого не надеяться. Успех в нашем случае - это сложная, непрерывная работа и способность делать что-то небанальное и многими одобряемое, но вписывающееся в стандарты, предъявляемые к стилю, а лучше превосходящее их. Сейчас гораздо проще продвинуть своё творчество, и не нужно никуда переезжать, можно заключить контракт с концертным директором или агентством и просто ездить в туры. Сейчас из любой деревеньки можно легко попасть в топ крутых рок-групп, примеров много. Самое главное - стремиться и работать. Вкладывать деньги тоже важно, хотя это не главное. Но нужно понимать: рок-музыкант - это не профессия, здесь успех и деньги не всегда идут рука об руку (хотя как знать, может быть, у кого-то получится все и сразу).