путешествие
6075

Уроженец Бурятии покоряет семь вершин на семи континентах мира

Он уже поднялся на Килиманджаро, Эльбрус, Аконкагуа и Винсон

Фото: личный архив А. Муравьёва

Путешественник из Бурятии Андрей Муравьёв поставил перед собой необычную цель - покорить на каждом континенте самую высокую его точку. Мужчина уже побывал на вершинах Эльбруса, Килиманджаро, Аконкагуа. А в минувшем январе забрался и на самую высокую точку Антарктиды - гору Винсон. 

В беседе с журналистом «Информ Полиса» Андрей рассказал о своём увлекательном и опасном увлечении и о впечатлениях от Антарктиды.

- Андрей, расскажите немного о себе. Где вы родились? Кто вы по образованию? 

- Родился я в Бурятии, жил в Улан-Удэ. В 1997 году окончил школу № 42. Затем поехал в Иркутск, поступил в ИГУ на юридический факультет. Некоторое время работал в Бурятии, в госструктурах, также преподавал гражданское право в БГУ. 

- Чем вы занимаетесь в повседневной жизни? Кем работаете? 

- В данный момент я предприниматель. Работаю в сфере строительства и обслуживания объектов капстроительства. 

- С чего началась ваша любовь к альпинизму? Что вы уже покорили? 

- Хотел бы отметить, что больше это всё же высокогорный туризм, хотя, конечно, у меня есть навыки скалолазания, небольшие навыки ледолазания. Но всё-таки я постеснялся бы называть себя альпинистом, поскольку категорийных восхождений на горы я пока не совершал. 

На сегодняшний момент я совершаю восхождения в рамках программы «Семь вершин». Нужно покорить по вершине на каждом из семи континентов. Я уже взошел на четыре горы: Килиманджаро в Африке, Эльбрус в Европе, Аконкагуа в Южной Америке и Винсон в Антарктиде. 

- Чем увлекаетесь помимо восхождения на горы? 

- Я горный турист и считаю себя путешественником - я не только хожу в горы. Для меня важна цель. В Антарктиду поехать меня заставило именно восхождение на Винсон. А так я езжу в разные места. В прошлом году четыре раза был на Кавказе, ходил в горы. Также интересуюсь иными активностями. Например, в Юго-Восточной Азии я прошел на яхте из Индонезии до Таиланда. По Средиземному морю проходил на яхте вдоль побережья Хорватии. Два года назад была интересная поездка в Африку, в Эфиопию. 

- Насколько опасно ваше увлечение? Любой ли человек может себя в нем проявить? 

- Альпинизм и высокогорный туризм - опасное увлечение, как и любое экстремальное занятие. Опасность в том, что всё зависит не только от тебя, но и от погоды. Некоторые, допустим, считают, что Эльбрус простая гора. Но трагедия, которая случилась в прошлом году, когда группа туристов попала в непогоду, плюс иные стечения обстоятельств унесли жизни нескольких человек. Поэтому даже такая простая, как многие считают, гора Эльбрус может вызывать такие последствия. 

Зачастую восхождения связаны с различными обморожениями, обычно на высоте свыше шести тысяч метров. Там уже возникает гипоксия - отсутствие кислорода. Ни один человек не знает, как он будет переносить эту горную болезнь. Чаще всего спортсмены страдают ещё больше, чем другие люди. И медицинскими показаниями сложно определить, как ты себя будешь чувствовать. Бывает, человек здоровый, не имеющий противопоказаний, уже на высоте 3 500 метров начинает сильно страдать - болит голова, одышка, учащённое сердцебиение и просто не может двигаться и подниматься дальше этой высоты. Чем это объяснить? Даже наука пока не даёт точных определений. 

- Как вам пришла идея поехать в Антарктиду? Долго ли думали? 

- В Антарктиде есть массив Винсона высотой 4 900 метров. Да, высота небольшая. Но там очень холодно. Посещение осуществляется обычно в летнее время, а в Антарктиде сейчас как раз лето. Круглые сутки там светит солнце, температура около -35 градусов. Если в непогоду солнце закрывается облаком, начинаются ветра, резкое похолодание. Поэтому трудно адаптивно одеться. Всегда приходится либо снимать какую-то одежду, потому что жарко, либо, наоборот, экстренно утепляться. В этом сложность восхождения на Винсон. 

- Чем опасно такое путешествие? 

- Планета Земля не имеет идеально круглой формы, она имеет форму геоида. И считается, что по количеству кислорода соответствие там +500 метров к горе, которая находится ближе к экватору. Получается, что уровень кислорода на высоте 4 900 метров ощущается как на горе высотой 5 400. 

Я достаточно хорошо себя чувствовал и не страдал гипоксией. Немножко голова болела, отсутствовал аппетит. 

В нашей группе из пяти человек двое получили обморожение пальцев и лица при восхождении. В группе из Украины, шедшей параллельно нам, 60 % участников получили достаточно сильные обморожения лица и пальцев. 

- Что вас в этом походе удивило и впечатлило больше всего? 

- Во-первых, это приземление самолёта, который летит из Чили, на ледник. Вы приземляетесь на лёд, и это достаточно впечатляет! 

Во-вторых, удивила красота Антарктиды, которую сложно передать словами. Отсутствие какой-либо травы, деревьев, кустарников, животных. Я представлял себе Антарктиду как большую белую пустыню, но всё таки это большие площади горного массива, покрытого толстыми ледниками, светящимся на солнце голубым снегом со льдом, и это ни на что не похоже. 

Запомнилось и то, что в Антарктиде, согласно международным конвенциям, запрещено оставлять какой-либо мусор, а также отходы жизнедеятельности. Ты должен ходить «по-большому» в пакет, «по-маленькому» - в специальную бутылку, всё это носить с собой и уже по вылету сдавать в специальные места. Нельзя плюнуть на снег. Снег должен оставаться белым. 

Возить туда туристов имеет право только одна туркомпания АLE, которая может оштрафовать на 10 тысяч долларов или запретить посещать их базы в Антарктиде. А поскольку там все базы их, ты фактически лишаешься возможности когда-либо вообще туда попасть. За 50 лет компания создала там удобную инфраструктуру. 

- Как долго вы готовились к этому походу? Из чего состояла подготовка? 

- Подготовка заняла длительное время. В 2019 году мы совершили переход через Байкал - из Турки в Листвянку при поддержке Русского Географического общества. Местные люди смотрели на это с улыбкой и говорили, что ничего сложного в этом нет, мы же позиционировали это как подготовку к поездке в Антарктиду. 

В 2020 году перешли Байкал из бухты Ая Иркутской области в местность Сухая Бурятии. Этот поход был сложнее - мы попали в шторм, пургу. Палатки почти сносило и было очень холодно. Было около -35, приходилось проходить через льды и торосы. 

Могу сказать, что переход через Байкал очень адаптивная вещь для поездки в Антарктиду. А если человек поставит себе цель пройти Байкал не поперек, а вдоль с севера на юг или с юга на север, то этот человек имеет возможность пройти от берега Антарктиды до Южного полюса. Там около тысячи километров пути, который может занять 60 - 70 дней. 

- Сколько времени длились подъем на высочайшую точку Антарктиды и спуск? 

- Стандартно это время занимает 12 дней с учётом прилёта в Юнон Глетчер. Мы провели в Антарктиде семь, из них три дня - восхождение до вершины. В данном случае мы поставили рекорд в компании «Семь вершин» по скоростному восхождению. Мы торопились, потому что портилась погода. А если испортится погода, то можно просто неделю просидеть в палатке, испытывая различные бытовые проблемы, и просто сойти с ума, почти без движения долго лежа в спальном мешке.

- Расскажите о своей семье. Разделяют ли ваши интересы и спокойно ли отпускают в дальние и опасные путешествия? 

- У меня есть жена и двое детей. Раньше они за меня волновались больше, но постепенно привыкли. Я раз в полгода стараюсь уехать в большое путешествие. Они зачастую сами со мной летают. После того как вместе съездили в Африку, отпускают меня относительно спокойно. 

- Какие ваши дальнейшие планы? Что хотелось бы покорить дальше? 

- В июне я улетаю в Америку на Аляску и буду совершать восхождение на самую высокую точку Северной Америки, это гора Денели. Там достаточно суровый и холодный климат. По степени сложности восхождение на гору занимает, наверное, второе место. 

В 2023 году весной планирую полететь и попробовать восхождение на самую высокую точку Азии и мира - Эверест и закрыть программу «Семь вершин».

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях