Кирилл Сарычев – известный российский пауэрлифтер, тяжелоатлет-рекордсмен, основатель и президент федерации «World Raw Powerlifting Federation» (WRPF). Это независимая спортивная организация, созданная для развития безэкипировочного пауэрлифтинга.
- Я являюсь организатором крупных спортивных мероприятий. Многократный чемпион и рекордсмен России, Европы и мира в жиме лёжа без экипировки супертяжёлой весовой категории. Но, помимо этого, я, большой и весёлый, много путешествую, тренируюсь, вкусно кушаю и общаюсь с самыми разными интереснейшими людьми, – рассказывает о себе Сарычев на своём YouTube-канале.
Недавно Кирилл побывал на Байкале и выложил в своём Instagram видео, где запечатлено, как он пробурил в замёрзшем озере лунку и налил туда энергетик, а после приложился губами к получившемуся углублению и выпил напиток. «Заряжает энергией поцелуй Байкала!», – заявил спортсмен.
Менее чем за сутки запись собрала более 21 тысячи просмотров и десятки комментариев. Некоторые фолловеры пауэрлифтера осудили его поступок и посоветовали «не травить озеро». «Священное озеро для вас – стаканчик под энергетик?», «Очень-очень фиговая затея», – возмутились подписчики Сарычева, а другие предупредили, что сейчас «местные начнут учить» его «уму-разуму».
И в самом деле, местные молчать не стали – бурная дискуссия вокруг ролика разгорелась в популярном паблике «Crimburyatia» в Instagram. Жители республики предложили «атаковать» пауэрлифтера комментариями в его аккаунтах в соцсетях и потребовали «оставить Байкал в покое». А ещё задались вопросом, почему тот же энергетик нельзя было выпить из банки и вообще наградили Кирилла разными нелестными эпитетами.
Скандальный поцелуй
В местных соцсетях целый месяц не утихала бурная дискуссия о традиции под названием «поцелуй Байкала». В Instagram частенько можно встретить фото и видео с людьми, пьющими алкоголь из озера. Горячительные напитки выливают прямо в лунку на льду, а потом неспешно потягивают их.
Такое развлечение придумали туроператоры, и путешественники от него, судя по всему, в восторге – чего не скажешь о многих местных жителях. Последним не нравится ни сам ритуал, ни пятна от алкоголя, которые остаются на поверхности священного водоёма. Два года назад интернет-пользователей разгневал подобный ролик, размещённый в паблике «Asiansofrussia» в Instagram. Тогда неизвестные парни и девушки сделали углубления на поверхности озера, затем наполнили их водкой, смешанной с соком, и пили получившийся напиток из трубочек. Радуясь и гогоча, они поднимали большие пальцы вверх.
В январе аналогичный ролик появился в местном сообществе «Онлайн Бурятия» в Instagram. В комментариях к записи наши земляки предупредили, что туристов за это накажет Байкал, посоветовали гостям попить из лужи и даже призывали «пнуть их с разбега».
Несколько недель назад эту тему вновь подняли в паблике «Asianofrussiа», где насчитывается более 120 тысяч подписчиков. В посте говорится: если в Instagram набрать хэштэг #Байкал, то алгоритм выдаст кучу рекламы, где туристам предлагают «поцелуй Байкала» и, более того – преподносят это как некую «традицию», без которой уже никак нельзя обойтись. Потому у кое-кого озеро теперь ассоциируется исключительно с пьянством.
«Может повлечь большие катаклизмы»
По этому поводу высказались в конце февраля и бурятские шаманы из местной религиозной организации (МРОШ) «Тэнгэри».
- В сознании народа нашей традиции имеется глубокое понимание сохранения родников, рек и озёр в кристальной чистоте во благо потомков, – говорится в посте, опубликованном на официальной странице «Тэнгэри» во «ВКонтакте». – Употребление спиртных напитков вблизи любых водоёмов всегда запрещалось у бурят-монголов. Даже запах, исходящий от алкоголя, может осквернить духовный подводный мир и вызвать гнев Лусад-хана – божества нижнего мира и воды, не говоря уже о прямом возлиянии спиртного в воду или на лёд.
В публикации отмечается, что также не допускалось попадание крови в водоёмы и реки. А ещё в них нельзя было мыться и стирать вещи.
- Всё это относится к тяжелейшему греху, влекущему колоссальную дисгармонию в окружающей среде и всеобщей карме народа, – пояснили в МРОШ. – Байкал – святыня бурят-монгольского народа. Его воды и берега хранимы не только Лусад-ханом, но и Бахар хара ноёном – божеством, являющимся одним из тринадцати северных божеств «Арын 13 ноёд».
Ещё 800 лет назад основатель и первый великий хан Монгольской империи Чингисхан впервые издал указ об обозначении Баргуджин-тукум как заповедной территории.
- Это родина наших предков, к которой относится священный Байкал, являющийся самой сакральной его частью. Был введён строжайший запрет на совершение там любых негативных действий, – подчёркивают шаманы. – Наши предки, следуя тэнгэрианским канонам, оберегали покой священного моря, не приносили скверну его водам и берегам. В зимнее время, при перегоне скота возле скалы, ныне называемой «Шаманкой», копыта заворачивали в войлок, чтобы не шуметь.
По словам представителей «Тэнгэри», то, что сейчас на Байкале оставляют мусор, пьют алкоголь из ледяных лунок и устраивают автопробеги, «негативно отражается на духовном и экологическом балансе священного моря и может повлечь большие катаклизмы».