Накануне президент России Владимир Путин в режиме видеоконференцсвязи провел совещание о мерах социально-экономической поддержки регионов. На нем присутствовал и глава Бурятии Алексей Цыденов. Как председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», он внес ряд предложений по поддержке отрасли в условиях антироссийских санкций.
Глава Бурятии предложил принять комплекс мер по сдерживанию роста стоимости пассажирских городских и пригородных перевозок. С учетом роста затрат по импортным запчастям, лизинговым и кредитным платежам вопрос становится актуальным, особенно в межмуниципальном сообщении, где тарифы не регулируются, отметил он. В частности, для устойчивой работы общественного транспорта предложил перенести сроки оснащения тахографами автобусов категорий М2 и М3.
- Тахографы, во-первых, – это сейчас нагрузка (с марта ввелось требование), плюс тахограф производится с импортными комплектующими, то есть мы удорожаем и подвешиваем в неопределенность данную категорию перевозок. Предлагаем перенести сроки, - сказал Цыденов.
Целый ряд предложений был внесен по поддержке транспортных компаний, попавших под санкции. Так, для морских портов Северо-Запада и некоторых авиакомпаний предложено проработать возможность предоставления льготного кредита для выплаты заработных плат. В последующем его можно списать при условии сохранения численности персонала.
Также предлагается провести оптимизацию арендных платежей аэропортов и морских портов за счет пользования объектами инфраструктуры федеральной собственности. Это ФГУП «АГА(А)» или «Росморпорт».
Было предложено ввести временный мораторий коммерческим банкам на досрочное истребование кредитов на основании ухудшения финансового состояния или финансовых ковенант по кредитным договорам для организаций транспорта для того, чтобы, если у заемщика ухудшается состояние, то банк вводил для него кредитные каникулы.
Отдельно глава Бурятии поднял вопрос по задержанному за границей транспорту.
- Сейчас, для примера, на той же Украине 147 машин, девять тысяч железнодорожных вагонов, в иностранных портах у нас есть задержанные суда, у ГТЛК только три судна. Эти транспортные средства, как правило, либо в лизинге, либо под кредитом, и на них начисляются платежи, несмотря на то, что они, по сути, из работы исключены, - подчеркнул Алексей Цыденов.
Он предложил ввести отсрочки по оплате лизинга или кредитным платежам до момента фактического возвращения транспортных средств в пользование российских компаний. Также предлагается рассмотреть возможность списания долгов по таким транспортным средствам в случае их безвозвратной утраты, а также восстановления упрощенного порядка выплат страховыми компаниями по таким транспортным средствам без подтверждения иностранных государств.
- Отдельный вопрос, Владимир Владимирович, – по валюте, объемам продаж и объему выделения наличной валюты, - обратился к президенту Алексей Цыденов.
Так, при морских перевозках у логистических компаний, которые оказывают услуги перевозки импорта и экспорта есть необходимость оплаты контрагентам валютой. Также для автомобильных перевозок, которые осуществляют международные перевозки: им нужна на сегодня наличная валюта, с учетом вопросов по безналичному расчету, и средняя стоимость поездки машины составляет порядка 1,5 тысячи долларов.
- На сегодняшний день предусмотрена норма по снятию наличных в пределах пяти тысяч долларов в течение полугода на одно юрлицо – по сути, три раза машина за полгода может съездить. Это, конечно, тоже является сдерживающим фактором. Мы предлагаем этот вопрос дополнительно рассмотреть на площадке правительства, - пояснил Алексей Цыденов и подчеркнул, что ответственные за транспортную систему сделают все возможное для того, чтобы обеспечить экономику и социальную сферу перевозками.
Присутствующий на заседании председатель правительства РФ заверил главу государства, что все поручения зафиксированы.
- Правительством налажена прямая связь с субъектами Российской Федерации, постоянно ведется работа. Вы знаете об этом, мы постоянно с вами об этом говорим. И этот непрерывный прямой диалог – именно по повышению устойчивости российской экономики, - отметил Михаил Мишустин.