Госдума намерена запретить продажу бытовой химии и синтетических моющих средств на Байкале. Речь идёт о тех, где содержится более 5% фосфатов и фосфонатов. Соответствующий законопроект депутаты могут рассмотреть в первом чтении уже в апреле, сообщают «Известия». Концептуально поддержать его готовы в Минприроды РФ и федеральном Роспотребнадзоре.
Согласно документу, табу будет действовать в центральной экологической и буферной зонах Байкальской природной территории (БПТ). Эту информацию изданию подтвердили в аппарате думского комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды. По словам источника «Известий», сейчас ожидаются отзывы на законопроект.
Авторы документа – глава вышеупомянутого комитета Дмитрий Кобылкин, первый зампред комитета по туризму Николай Валуев, а также ряд парламентариев-«единороссов» считают, что инициативу должны поддержать, поскольку бытовая химия с фосфатами и фосфонатами несёт серьёзную угрозу Байкалу.
Опасная спирогира
В пояснительной записке к законопроекту, который имеется в распоряжении издания, отмечается: процессы эвтрофикации (насыщение водоёма биогенными элементами – прим. «Известий») и массовое разрастание сине-зелёных водорослей на озере вызывают серьёзную озабоченность.
- В последние годы зафиксировано кратное увеличение количества чужеродных для Байкала водорослей. Среди них – сине-зелёные, спирогира и некоторые другие виды, – отмечают инициаторы запрета.
Ситуацию, по их словам, усугубляет то, что последующая гибель этих разрастающихся водорослей приводит к образованию устойчивых к разрушению токсических веществ. Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев, пояснил: от этого в своё время основательно пострадало озеро Котокель, расположенное рядом с Байкалом.
- Раньше это было чистейшее озеро с песчаным дном, где любили отдыхать жители Бурятии. Там находилось несколько турбаз. Для уборки и стирки там использовали порошки и бытовую химию с фосфатами. В итоге Котокель начал резко зарастать, а потом вода стала токсичной. Стали погибать собаки и кошки, которые пили воду или ели рыбу из этого озера, – заявил Будуев.
Он напомнил, как несколько лет назад 16 человек оказались в реанимации, а один умер после того, как попробовал рыбу из Котокеля. По словам народного избранника, порошки и бытовая химия, где содержится более 2% фосфатов и фосфонатов, уже давно запрещены во всём мире, однако в России сделать этого пока не удаётся.
В Минприроды «Известиям» заявили, что табу на подобную бытовую химию – эффективный способ борьбы с разрастанием водорослей.
- Минприроды России поддерживает эту инициативу. Совместно с депутатами министерство прорабатывало вопрос в 2020 году. Массовое цветение спирогиры провоцируется повышенным содержанием фосфора в различном виде в сточных водах в прибрежной зоне, – подчеркнули в пресс-службе ведомства. – Сейчас допустимый уровень содержания фосфатов в моющих средствах доходит до 17%.
Поиск альтернативы
Во фракции ЛДПР намерены внимательно изучить законопроект, заявил «Известиям» её зампред Ярослав Нилов.
- Мы поддерживаем желание охранять природу и плотно взаимодействуем с организациями, которые занимаются защитой окружающей среды, – сообщил Нилов.
По его мнению, не нужно ограничиваться только Байкалом – следует внимательно изучить влияние фосфатов на другие водоёмы. Депутат ГД от фракции КПРФ Николай Арефьев считает, что документ требует доработки.
- Байкал, безусловно, защищать надо, но главное, чтобы люди, которые проживают на берегах озера, не остались без моющих средств. Если альтернатива бесфосфатным порошкам существует, необходимо сделать так, чтобы такие средства обязательно были в продаже, – отметил он.
Во фракциях «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» тоже обещали детально изучить законопроект. Замдиректора по науке Лимнологического института Сибирского отделения РАН Вадим Анненков уверен: инициатива заслуживает поддержки.
- Проблема заключается в том, что на Байкале сейчас идёт более чрезмерное, чем раньше, разрастание водорослей. Как известно, фосфаты – очень хорошее удобрение для растений, – говорит эксперт.
Он подчеркнул: это касается прибрежной зоны озера, которая очень важна для его экосистемы – там размножаются живые организмы и проживают байкальские губки, фильтрующие воду.
- Вместо прозрачной воды возникает болотистое место. Водолазы уже давно бьют тревогу по этому поводу, ведь через эту зону проходит рыба, которая идёт на нерест. Проблема Байкала в том, что он холодный. Если с ним что-то случится, то восстанавливаться озеро будет очень долго, – объяснил учёный.
Он добавил: многие страны ещё 50 лет назад начали обращать внимание на продажу средств с высоким содержанием фосфатов, постепенно снижая их долю на рынке и в итоге полностью запретив. По мнению Вадима Анненкова, со временем к этому должны прийти все.
О том, что из-за спирогиры самое глубокое в мире пресноводное озеро рискует превратиться в большое болото, всё чаще сообщают не только бурятские и иркутские, но и федеральные СМИ. Опасное для экосистемы Байкала явление наблюдается уже несколько лет.
Ранее учёные объясняли появление нетипичных водорослей на мелководье загрязнением сточными водами. Чуть позже выдвинули новую гипотезу. По мнению специалистов, фосфат, содержащийся в синтетических моющих средствах, действует подобно удобрению и способствуют росту спирогиры. Чтобы защитить от неё Байкал, некоторые жители Бурятии и соседнего Приангарья ещё несколько лет назад начали добровольно отказываться от использования «опасных» порошков.