Больше десяти лет общественность поднимает тему загрязнения воздуха в Улан-Удэ. Недавно власти почти нашли решение проблемы: частные дома на Левом берегу нужно перевести на электроотопление. В связи с этим мы задались вопросом, какие еще объекты влияют на чистоту атмосферы, насколько сильно и что с этим можно сделать. Обо всем этом — в материале «Информ Полиса».
Спасет электроотопление?
В 2018 году Улан-Удэ не попал в федеральную программу «Чистый воздух», но этим летом у Бурятии появился шанс. Меры по улучшению ситуации только разрабатываются, и власти опираются на имеющиеся у них официальные статистические показатели.
Так, в прошлом году ученые из Санкт-Петербургского института прикладной экологии и гигиены на основе загрязнения атмосферы города предложили перевести на электроотопление 11 тысяч домов в Советском районе и 16 тысяч домов в Иволгинском. По расчетам, это сделает воздух намного чище, а предельно допустимая концентрация бензапирена снизится до 0,25 пункта. Неизвестно, учитывались ли в этом исследовании только частные дома или же во внимание принималось и колоссальное число неучтенных котельных, принадлежащих малому и среднему бизнесу. Есть опасения, что разработанные экспертами меры не смогут полностью решить проблему.
В феврале мы лично проехались по городу и увидели объекты, на которых дымят трубы. Снимали в разное время — утром, днем и вечером, и в любое время суток видели одну и ту же картину. Статья опубликована только сейчас, так как ожидались ответы на запросы от Ростехнадзора по регистрации источников загрязнения в реестре опасных производственных объектов, от ТГК-14 — по возможности подключения объектов к ТЭЦ, от Бурприроднадзора — по постановке на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Это первая часть нашего расследования. В статье представлены те непроизводственные объекты, которые, по нашему мнению, наносят наименьший экологический вред Улан-Удэ. При этом данные помещения имеют большую площадь, из-за чего отапливаются практически круглосуточно.
Не опасные?
В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сообщают, что перечисленные котельные не попадают под их надзор:
— Они не относятся к категории опасных производственных объектов, не являются теплоснабжающими или теплосетевыми и не оказывают услуг теплоснабжения потребителям. Таким образом, их регистрация в качестве опасных производственных объектов не осуществляется.
В пресс-службе Бурприроднадзора отмечают, что необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
— В Бурятии на государственном региональном учёте находятся 2338 объектов НВОС. В том числе 1724 котельные, то есть стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В Улан-Удэ насчитывается 273 автономных котельных. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ. Административный штраф для должностных лиц — от 5 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 30 до 100 тысяч рублей. Но Бурприроднадзор сначала выносит предостережение и дает время для устранения нарушений.
В ТГК-14 до выхода публикации успели рассказать об отсутствии подключения к ТЭЦ только одного объекта, который, тем не менее, имеет такую возможность, — это Компания по продаже материалов и оборудования для производства рекламы «Прад Плюс», тупик Суконная Фабрика, 2.
Хаотичная застройка
Доподлинно неизвестно, чем именно отапливаются все эти объекты: уголь, дрова, мазут, пеллеты, газ? Если последние два более экологичные, то мазут и уголь — главные источники загрязнения. Если сравнить один частный дом, который отапливается 1-2 раза в день, и предприятие, отапливаемое в круглосуточном режиме с октября по май, станет очевидно, что эти два режима отопления нельзя приравнивать друг к другу.
Глядя на эти фотографии, возникает множество вопросов. Почему уголь лежит в открытом виде? Как утилизируются зола и шлак от сгоревшего угля? Есть ли в этих котельных золоуловители? Сколько каждая такая котельная выделяет вредных веществ при круглосуточной работе?
Насколько мы понимаем, эти объекты относятся к IV категории воздействия на окружающую среду с объемом выбросов не более 10 тонн в год и отсутствием сбросов загрязняющих веществ, за исключением использования воды для бытовых нужд. Они сдают упрощенные отчеты, у них не проходят плановые проверки, им не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Но возможно, что все-таки эти объекты относятся к III категории, так как используют в основном уголь и хранят его под открытым небом, поэтому должны платить за НВОС. Конечно, любой бизнес сокращает свои издержки, но хотелось бы, чтобы компании не экономили за счет здоровья людей. При этом не стоит забывать, что успешные бизнесы расширяются и увеличиваются. Если сейчас предприятие пользуется небольшим котлом, то при развитии ему нужен более мощный, из-за чего полностью меняется первоначальный проект.
Гуляя по городу, мы можем наблюдать, как хаотично и массово появляются такие объекты. В Улан-Удэ на каждом шагу можно увидеть кафе, СТО, автомойку, ангар, склад, базу. Поэтому, решая лишь проблему Левого берега, впоследствии мы получим новую, но уже с коммерческими организациями, которые гораздо сложнее перепроектировать, перестроить их работу. Лучше на начальном этапе контролировать застройку, сразу учитывать возможности подключения к ТЭЦ и к электричеству, тем самым предупреждая будущую проблему.