Проживающий в Улан-Удэ немецкий дирижер Фред Бутткевиц написал статью для известной в Германии газеты «Nordkurier». В ней он обвиняет Запад в лицемерии в отношении художественного руководителя Мариинского театра, всемирно известного дирижера Валерия Гергиева.
«Было ли когда-нибудь такое, чтобы уволили в Германии артиста во время многочисленных войн США, Великобритании, Франции или Израиля за то, что не высказался к происшествиям, и именно в Мюнхене?» - задается вопросом автор статьи.
После этого он напоминает, что в Берлине более 30 лет главным дирижером был Герберт фон Караян, который, чтобы подстраховаться, даже дважды вступал в НСДАП (в партию Гитлера), один раз в Австрии, затем в Германии.
«Однажды, когда музыканты Берлинской государственной оперы тогда еще молодому Караяну не хотели подчиняться, он прервал репетицию на 15 минут. После этого появился человек в форме: «Рейхсмаршал Гёринг желает, чтобы вы следовали за дирижером». Затем наступила тишина», - пишет Фред Бутткевиц.
Далее он отмечает: «До сих пор не сообщалось, что В. Гергиев во время репетиции вызывал бы на помощь главкома воздушных военных сил России»
Фред Бутткевиц говорит, что Караян, как дирижер мирового класса, наверняка и без этого сделал бы свою карьеру, но только медленнее.
Вспомнил он и другого дирижера – Ойгена Йохума, который дирижировал праздничными концертами в честь дня рождения фюрера, надев повязку со свастикой, а после Второй Мировой войны был главным дирижером оркестра Баварского радио в течение многих лет.
«Но русские совсем не были мстительными» - отмечает автор публикации.
«СССР пригласил обоих этих выдающихся в художественном отношении дирижеров выступить в качестве гостей. Я присутствовал на одном из таких концертов под управлением Йохума в Ленинграде в 1970-х годах. Сердца ленинградцев, которые 30 лет назад потеряли в блокаду миллион человек, открылись к нему», - вспоминает он.
Другой дирижёр Карл Бём, которому рукоплескали во всех европейских музыкальных центрах, поспешно занял пост генерального музыкального директора в Дрездене во времена Третьего рейха после того, как СА выгнали его предшественника Фрица Буша из зала и заставили эмигрировать.
«Позже Бём писал об аншлюсе Австрии в 1938 году: «Тот, кто не согласен с этим актом фюрера со стопроцентным ДА, не заслуживает носить почетное имя немца». В Вене он жил в бывшей еврейской вилле и (не будучи обязанным это делать) приветствовал публику гитлеровским приветствием. «Безусловно, в интересах правительства, если я поеду в Вену как немецкий дирижер, чтобы там дать новый стимул многочисленным сторонникам национал-социалистической идеи», - указывает Фред Бутткевиц и акцентирует внимание на том, что даже Бёма впоследствии пригласили в ГДР.
«Русские умели разделять политику и искусство лучше, чем нынешний мэр Мюнхена. Я не могу согласиться с тем, что российских артистов единодушно осуждают за вроде «слишком тесную связь с Путиным» в стране, которая ранее не испытывала никаких проблем с дирижерами, тесно связанными с нацистским режимом в течение сорока лет после 1945 года - не желая ставить эти факты на один уровень» - подытоживает автор статьи.
Напомним, что «отмена» артистов из России за рубежом началась из-за спецоперации на территории Украины. Так, Валерий Гергиев был уволен с поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. Как отметил мэр Мюнхена Дитер Райтер, Гергиев не ответил на просьбу «четко и недвусмысленно дистанцироваться» от спецоперации РФ на Украине. А с оперной дивой Анной Нетребко без объяснения перестало работать немецкое агентство Centre Stage Artist Management, принадлежащее Universal Music. Официального заявления о прекращении сотрудничества не было, но из списка подписантов ее имя исчезло.