история
6891
2

«Это одновременно пора возможностей и время разочарований»

«Информ Полис» собрал воспоминания своих читателей о сложных, но интересных 90-х

Скриншот с YouTube

Годы перестройки - такие далекие, но невероятно близкие каждому современному жителю России. Однозначно оценить то время - задача сложная. И если одни вспоминают то десятилетие с трепетом и ностальгией, то другие - с ужасом. Ведь для кого-то глобальный кризис в стране стал дорогой к успеху, а для кого-то оказался главной сложностью в жизни. 

Реформаторство, полный отказ от «системы», свобода, джинсы и жвачка играючи сочетались с бандитскими группировками, нищетой и полнейшей потерей векторов движения. Люди попросту не понимали, куда идти, чего ждать и что делать дальше. 

Примерно в таком же неведении и смятении жители России находятся и сейчас. А некоторые даже называют нынешнее время приближающейся «перестройкой». Вместе с нашими читателями мы вспомнили, какими они были, «лихие 90-е», а сравнить то время с современностью вы уже сможете сами. 

Наталья Давыдова, бухгалтер: 

- В то время мне было чуть за двадцать. Я работала в коммерческой фирме, жила в Улан-Удэ, сколько примерно получала, точно уже и не помню. Был дефицит товаров, да. Особенно сложно было с одеждой и обувью. Но зато тогда появились на прилавках журналы Burda, там можно было найти современные и модные модели одежды и выкройки. В 20 лет ведь всегда хочется модничать, вот и выкручивалась, как могла: что-то шила по журналам, какую-то одежду перешивала. Можно сказать, что это было эксклюзивом, ни у кого такого же платья или костюма не было. И навык шитья мне позже пригодился. Я начала отшивать вещи на заказ и зарабатывать дополнительные деньги.

Улан-удэнцы активно читали «Информ Полис», 1997 год

Обувь покупали на барахолке, там были товары из военных магазинов, заведующие привозили туда финские сапоги, югославские купальники. А когда открылась граница с Китаем, все ходили в костюмах Adidas, и считалось, что это писк моды. Было много недовольных, хотелось одеваться лучше, но в целом все было нормально. Какие-то редкие вещи (например, что-то импортное) можно было купить за доллары на барахолках или через знакомых. 

Кстати, на рынках стали появляться ларьки с аудио- и видеокассетами. Тогда иметь «видик» или плеер было очень круто. Только к началу 2000-х они получили широкое распространение. 

Были карточки. Еду, в основном пельмени, колбасу, сахар, водку покупали по карточкам. Водку часто меняли на другие продукты. Но зато почти у каждого было свое хозяйство - огород, курицы, свиньи. И все это было экологически чистое. На зиму делали кучу солений и заготовок. Чтобы купить что-то по карточкам, нужно было в шесть утра занимать очередь, толкаться. Я не любила стоять в этих очередях, но мама часто приносила мне эту колбасу. Но она была настолько отвратительной, что я из принципа её не ела. Выбрасывала бродячим котам с балкона. Так, можно сказать, я выражала свой протест. 

Михаил Русаков, редактор сайта infpol.ru: 

- Принято считать, что основные проблемы у России начались с начала 90-х, но ведь это не совсем так. Еще с середины 80-х мы все начали понемногу «скатываться» вниз. Сначала начали резко обесцениваться деньги, всё старшее поколение всегда держало вклады, откладывали на будущее, на образование детям, на безбедную пенсию. И они буквально в момент обесценились. 

Зарплаты не платили месяцами. Многим людям из-за банкротства крупных заводов, предприятий пришлось кардинально сменить деятельность. Например, мой дядя работал на заводе, тогда там зарабатывали, бывало, даже выше среднего. Но ему пришлось идти на барахолку торговать шапками. Не голодали, конечно, но здоровье он там свое оставил. Занимался не просто «купи-продай», а сам ездил, закупал пушнину (а тогда это было очень опасно из-за преступности), потом они с женой отшивали шапки и торговали. И в мороз, и в жару. 

Был дефицит техники. Купить её можно было только в комиссионных магазинах либо у кого-то с рук. Да и то тот же видеоплеер тогда стоил как машина, потому что это была большая редкость. С едой выручали собственные хозяйства. У нас была дача, ездили туда на общественном транспорте, приходилось там жить, потому что воровали с огородов часто. Потом огромными баулами тащить на себе. 

Дискотека на площади Советов (1996 год)

«Мои» 90-е были относительно легкими, по крайней мере их начало, потому что в это время я оканчивал школу, в этом возрасте особо не осознаешь, что происходит. Мой двоюродный брат в то время открыл киоск с кассетами, я ему помогал. Перезаписывал музыку, а затем и фильмы. Таких киосков потом очень много стало, все впритык друг к другу стояли, и у каждого была огромная колонка, из которой «долбила» музыка. Иногда идешь по улице и не понимаешь, что вообще играет. Кстати, так называемым «крышам» нам тоже приходилось платить, чтобы «бизнес» никто не тронул, да и самим остаться живыми.

Центральный рынок Улан-Удэ (1999 год) 

90-е сложно охарактеризовать каким-то одним словом. Старшее поколение было сильно обижено на правительство, молодежь была за свободу и перемены. Это одновременно и пора возможностей, чего-то нового, и время разочарований, бедности. 

Виктория Аюшеева, проводница поезда: 

- Когда всё рухнуло, я только-только пошла в школу. Помню, как собирали меня в первый класс - туфельки на размер больше, сарафан старшей двоюродной сестры. Но мне в общем-то было все равно. Особо не баловали нас - сладостей не было, в свободное от учебы время помогали родителям по хозяйству. 

Ещё помню, как бабушка сухари сушила и запасала, муку старалась беречь. И огромные очереди в магазины. Иногда даже не спрашиваешь, за чем люди стоят. Идешь из школы, просто молча встаешь и ждешь. А там как в лотерее - что дадут, то дадут. Лишним не будет.

ТВ-передача Люди, Ау! (Улан-Удэ, 1996 год)

Вместо вывода

Да, 90-е - знаменитая эпоха и неотъемлемая часть жизни и истории России. Переломный момент как для мира, страны и регионов, так и для каждого отдельно взятого человека. Кто-то за это время успел потерять всё, что имел. Кто-то обрести возможности, которые раньше были недоступны жителям СССР, а кто-то смог быстро сориентироваться в ситуации, устоять и приумножить. 

Любой кризис - тот самый переломный момент, когда каждый из нас выбирает свой путь - опустить руки и плыть по течению либо «вклиниваться» в новые реалии и пользоваться возможностью.

Автор: Арина Филиппова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях