авиарейсы
19102

Как работает авиасообщение в условиях санкций и куда можно будет улететь из Улан-Удэ?

Об этом «Информ Полису» рассказал гендиректор аэропорта «Байкал» Дмитрий Гармаев

Фото: Евгений Коноплёв

В последние годы жители Бурятии стали больше и активнее путешествовать. Однако введенные в отношении России ограничения поставили под вопрос международные авиаперевозки. Не меньшую обеспокоенность вызывает авиасообщение внутри страны. 

Об открытии новых рейсов, авиасообщении в условиях санкций и ценах на авиабилеты мы поговорили с генеральным директором международного аэропорта «Байкал» Дмитрием Гармаевым. 

Влияние санкций

Расскажите, как санкции отразились на работе аэропорта и авиакомпаний в Улан-Удэ? 

— Международный аэропорт «Байкал» — это частная коммерческая организация, государственного участия нет. У нас в штате 457 человек. Для нас каждый рейс очень важен. Из-за санкций была обеспокоенность, мы не знали, как поведут себя авиакомпании, держали со всеми связь. Сейчас от нас ушли только Пхукет и Омск. Вот самое большое санкционное потрясение в Бурятии. Это неприятно, но не смертельно. Я был удивлен, что с Пхукетом так получилось, перелеты туда только начинались. Там застрял российский борт, и у S7 была большая проблема с этим рейсом. Этой зимой мы запустили рейс в Омск с Red Wings Airlines, пока по 15–20 человек летает. Решили до лета его отложить, пока компания решает проблему с поставкой запчастей. Все остальные маршруты сохранились, загрузка нормальная. 

Будут ли авиабилеты дорожать из-за санкций? 

— Жестких подъемов стоимости я не предвижу. Цены находятся под особым контролем правительства. В ДФО работает огромное количество субсидированных программ, и это сильно поддерживает авиакомпании. Им необходимо выполнять социальную функцию. Немного настораживает рост цен на керосин, а это 30% стоимости любого билета. Топливо будет дорожать, но не критично, потому что идет жесткий контроль за топливным рынком на уровне правительства. 

На Восток

Рейсы из Улан-Удэ в Монголию частые и стабильные. Планируется ли увеличение их количества? Как на это повлияет открытие 30 марта границы России и Монголии? 

— Из-за пандемии Монголия была полностью закрыта, 11 декабря 2021 года Улан-Удэ первым возобновил рейсы. После начала специальной военной операции на Украине неожиданно перестали работать рейсы Улан-Батор – Москва и Улан-Батор – Иркутск. Нам удалось сохранить рейс с авиакомпанией Hunnu Air, но рейсы стали очень дорогими. У монголов много экономических связей с Россией, а в страну только один маршрут – через Улан-Удэ. Вырос спрос, цены поднялись. Когда билет стал стоить 52 тысячи рублей в одну сторону, россияне были шокированы, а монголы были готовы платить эту цену. 

Думаю, увеличения количества рейсов не будет. Как и до пандемии, из Улан-Удэ в Монголию максимум два рейса в неделю. Когда откроется таможенная граница 30 марта, то 90% пассажиров, в том числе обеспеченные, предпочтут на машине уехать, расстояние небольшое. Полетит тот, кому надо быстро. Даже когда монгольская авиакомпания MIAT откроет рейсы Улан-Батор – Москва, то меньше 40 тысяч рублей билет не будет стоить. Монголы предприимчивые и мобильные, поэтому увидят, что дешевле приехать в Улан-Удэ на автобусе за 1,5 тысячи и за 7 тысяч рублей улететь в Москву. Поэтому мы рассматриваем открытие границы как еще одну возможность и прорабатываем запуск таргетированной рекламы на монгольском языке. 

Также жители Улан-Удэ и прилегающих регионов могут использовать Монголию как международный хаб, потому что у них есть рейсы в Сеул, Алматы, Бишкек, Стамбул. Россиянам, которые хотят за границу, ближе уехать в Улан-Батор, чем в Москву. 

Планируется ли возобновить авиасообщение с Китаем? 

— Ранее рейс Улан-Удэ – Пекин был, но в нынешней ситуации у него совершенно другой контекст, там бизнес. С 14 марта Россия и КНР согласовали открытие рейсов из Москвы в три направления Китая. Но их недостаточно, а регионы не открылись. При поддержке главы Бурятии мы пытаемся включить Улан-Удэ в список городов на вылет в Китай, самое актуальное направление – Пекин. Но это вопрос международных отношений. Мы не теряем надежды, что нам дадут разрешение. Сейчас главным является восточное направление, но западное мы не забываем, оно самое сильное.

Высокий пассажиропоток

Пассажиропоток увеличился или уменьшился в последние годы? С чем это связано? 

— В день в аэропорту Улан-Удэ бывает от 5 до 15 рейсов. В 2019 году аэропорт «Байкал» обслужил рекордное количество человек с 1991 года – 478 тысяч. В 2021 году пассажиропоток вырос на 13% – 540 тысяч человек. За первые два месяца 2022 года он увеличился еще на 14%. Мы рассчитываем, что в этом году пассажиропоток составит около 600 тысяч человек и даже больше. Пассажиропоток увеличился, так как выросло поколение, которое хочет больше путешествовать и тратит на это много ресурсов. А также Россия добилась того, что авиабилеты стали доступными. Из Улан-Удэ в Москву можно улететь за 7800 рублей — это средняя базовая цена для Smartavia, для S7 Airlines – 11 тысяч рублей. Например, в 1986 году летать в столицу было дороже, в переводе на нынешние деньги. При зарплате в 120–160 рублей билет в Москву из Улан-Удэ стоил 83 рубля, из Читы – 92 рубля. 

Во время летнего туристического сезона увеличивается количество рейсов в Улан-Удэ? 

— Да, обычно приблизительно в два раза увеличивается нагрузка. В этом году могут подействовать санкции. Планировалось, что у S7 Airlines будет три рейса в Москву, а не два. Но они решили подумать, потому что запчасти дорожают. Возможно, S7 поставят самолеты большей вместимости вместо еще одного рейса. 

Это может оптимистично прозвучать, но санкции – это окно возможностей, однако надо над этим работать. В этом году будет большой поток российских туристов в Улан-Удэ. Некоторые будут заезжать на Байкал, а потом уезжать через Монголию за границу. Все регионы ищут возможности для заработка, и мы не должны расслабляться из-за того, что у нас Байкал есть. Мы будем бороться за каждого пассажира, за каждую авиакомпанию, за каждый рейс. 

Развитие аэропорта

Аэропорт «Байкал» может принимать любые самолеты? 

— Наш аэропорт без проблем принимает все самолеты. Вполне возможно, что «Байкал» будет задействован в грузовом сообщении с Китаем. Все будет зависеть от геополитической ситуации. У нас опыт работы с китайским грузом большой. В 2020 году нас здорово выручили грузовые самолеты из Китая. В 2021 году аэропорт «Байкал» принял 235 грузовых самолетов, из них 32 «Руслана» (Ан-124 – тяжёлый дальний транспортный самолёт). В этом году есть запрос от авиакомпаний на использование A330 – это один из самых больших пассажирских самолетов. 

Расскажите, что известно о строительстве нового аэровокзального комплекса аэропорта «Байкал»? 

— Холдингом «Новапорт», к которому мы относимся, принято решение о строительстве нового современного терминала в аэропорту «Байкал» для внутренних авиалиний. Терминал – это 6,5 тысяч квадратных метров, два этажа, один цокольный этаж, два телескопических трапа. Старый терминал будет переоборудован под международные авиалинии. 

Проект нового терминала находится в Главгосэкспертизе России. После устранения ее замечаний и получения положительного заключения в конце апреля будет проведен тендер на выбор подрядчика. Открытый конкурс продлится 90 дней, будут участники со всей страны. Выбор подрядчика состоится примерно в конце июля. В начале августа должно начаться строительство терминала. 

Не буду скрывать, что есть сложности, в частности касательно стоимости стройматериалов. При начале проектирования терминала стоимость была 1,8 млрд рублей, а сейчас коммерческие сметы пересматриваются на 2,8 млрд рублей. Недавно проходило совещание у зампреда правительства РБ по инфраструктуре Евгения Луковникова, где принимал участие заместитель гендиректора холдинга «Новапорт» Евгений Янкилевич. «Новапорт» видит перспективы в аэропорту Улан-Удэ, поэтому Янкилевич специально прилетел сюда, чтобы в очередной раз подтвердить все планы. 

Какие нововведения ожидать клиентам аэропорта «Байкал»? 

— Самое большое направление – Москва, это 63% пассажиропотока. Ежедневно летает два рейса S7 Airlines, четыре раза в неделю летает Smartavia. С апреля Smartavia начинает летать в столицу ежедневно. То есть каждый день будет три рейса Улан-Удэ – Москва. 

Второе после Москвы направление – это Новосибирск. Аэропорт «Толмачёво» — наши коллеги, мы находимся в одном холдинге «Новапорт». Туда ежедневно летают полные рейсы, так как он является хабом, откуда люди улетают по всей России. 

В Южно-Сахалинск есть один рейс с технической посадкой в Благовещенске. С 7 апреля открывается прямой рейс, будет летать по четвергам. То есть будет два рейса в неделю Улан-Удэ – Южно-Сахалинск. Планируем открыть 1 мая рейс в Кызыл при финансовой поддержке Республики Бурятия и Республики Тыва.

Один раз в неделю летает самолет в Якутск, планируется увеличить до двух. Есть два рейса в неделю Улан-Удэ – Нижнеангарск, очень популярное направление, и этого мало. Мы ведем переговоры с авиакомпанией «КрасАвиа» по увеличению количества рейсов.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях