В последние годы жители Бурятии стали больше и активнее путешествовать. Однако введенные в отношении России ограничения поставили под вопрос международные авиаперевозки. Не меньшую обеспокоенность вызывает авиасообщение внутри страны.
Об открытии новых рейсов, авиасообщении в условиях санкций и ценах на авиабилеты мы поговорили с генеральным директором международного аэропорта «Байкал» Дмитрием Гармаевым.
Влияние санкций
— Расскажите, как санкции отразились на работе аэропорта и авиакомпаний в Улан-Удэ?
— Международный аэропорт «Байкал» — это частная коммерческая организация, государственного участия нет. У нас в штате 457 человек. Для нас каждый рейс очень важен. Из-за санкций была обеспокоенность, мы не знали, как поведут себя авиакомпании, держали со всеми связь. Сейчас от нас ушли только Пхукет и Омск. Вот самое большое санкционное потрясение в Бурятии. Это неприятно, но не смертельно. Я был удивлен, что с Пхукетом так получилось, перелеты туда только начинались. Там застрял российский борт, и у S7 была большая проблема с этим рейсом. Этой зимой мы запустили рейс в Омск с Red Wings Airlines, пока по 15–20 человек летает. Решили до лета его отложить, пока компания решает проблему с поставкой запчастей. Все остальные маршруты сохранились, загрузка нормальная.
— Будут ли авиабилеты дорожать из-за санкций?
— Жестких подъемов стоимости я не предвижу. Цены находятся под особым контролем правительства. В ДФО работает огромное количество субсидированных программ, и это сильно поддерживает авиакомпании. Им необходимо выполнять социальную функцию. Немного настораживает рост цен на керосин, а это 30% стоимости любого билета. Топливо будет дорожать, но не критично, потому что идет жесткий контроль за топливным рынком на уровне правительства.
На Восток
— Рейсы из Улан-Удэ в Монголию частые и стабильные. Планируется ли увеличение их количества? Как на это повлияет открытие 30 марта границы России и Монголии?
— Из-за пандемии Монголия была полностью закрыта, 11 декабря 2021 года Улан-Удэ первым возобновил рейсы. После начала специальной военной операции на Украине неожиданно перестали работать рейсы Улан-Батор – Москва и Улан-Батор – Иркутск. Нам удалось сохранить рейс с авиакомпанией Hunnu Air, но рейсы стали очень дорогими. У монголов много экономических связей с Россией, а в страну только один маршрут – через Улан-Удэ. Вырос спрос, цены поднялись. Когда билет стал стоить 52 тысячи рублей в одну сторону, россияне были шокированы, а монголы были готовы платить эту цену.
Думаю, увеличения количества рейсов не будет. Как и до пандемии, из Улан-Удэ в Монголию максимум два рейса в неделю. Когда откроется таможенная граница 30 марта, то 90% пассажиров, в том числе обеспеченные, предпочтут на машине уехать, расстояние небольшое. Полетит тот, кому надо быстро. Даже когда монгольская авиакомпания MIAT откроет рейсы Улан-Батор – Москва, то меньше 40 тысяч рублей билет не будет стоить. Монголы предприимчивые и мобильные, поэтому увидят, что дешевле приехать в Улан-Удэ на автобусе за 1,5 тысячи и за 7 тысяч рублей улететь в Москву. Поэтому мы рассматриваем открытие границы как еще одну возможность и прорабатываем запуск таргетированной рекламы на монгольском языке.
Также жители Улан-Удэ и прилегающих регионов могут использовать Монголию как международный хаб, потому что у них есть рейсы в Сеул, Алматы, Бишкек, Стамбул. Россиянам, которые хотят за границу, ближе уехать в Улан-Батор, чем в Москву.
— Планируется ли возобновить авиасообщение с Китаем?
— Ранее рейс Улан-Удэ – Пекин был, но в нынешней ситуации у него совершенно другой контекст, там бизнес. С 14 марта Россия и КНР согласовали открытие рейсов из Москвы в три направления Китая. Но их недостаточно, а регионы не открылись. При поддержке главы Бурятии мы пытаемся включить Улан-Удэ в список городов на вылет в Китай, самое актуальное направление – Пекин. Но это вопрос международных отношений. Мы не теряем надежды, что нам дадут разрешение. Сейчас главным является восточное направление, но западное мы не забываем, оно самое сильное.
Высокий пассажиропоток
— Пассажиропоток увеличился или уменьшился в последние годы? С чем это связано?
— В день в аэропорту Улан-Удэ бывает от 5 до 15 рейсов. В 2019 году аэропорт «Байкал» обслужил рекордное количество человек с 1991 года – 478 тысяч. В 2021 году пассажиропоток вырос на 13% – 540 тысяч человек. За первые два месяца 2022 года он увеличился еще на 14%. Мы рассчитываем, что в этом году пассажиропоток составит около 600 тысяч человек и даже больше. Пассажиропоток увеличился, так как выросло поколение, которое хочет больше путешествовать и тратит на это много ресурсов. А также Россия добилась того, что авиабилеты стали доступными. Из Улан-Удэ в Москву можно улететь за 7800 рублей — это средняя базовая цена для Smartavia, для S7 Airlines – 11 тысяч рублей. Например, в 1986 году летать в столицу было дороже, в переводе на нынешние деньги. При зарплате в 120–160 рублей билет в Москву из Улан-Удэ стоил 83 рубля, из Читы – 92 рубля.
— Во время летнего туристического сезона увеличивается количество рейсов в Улан-Удэ?
— Да, обычно приблизительно в два раза увеличивается нагрузка. В этом году могут подействовать санкции. Планировалось, что у S7 Airlines будет три рейса в Москву, а не два. Но они решили подумать, потому что запчасти дорожают. Возможно, S7 поставят самолеты большей вместимости вместо еще одного рейса.
Это может оптимистично прозвучать, но санкции – это окно возможностей, однако надо над этим работать. В этом году будет большой поток российских туристов в Улан-Удэ. Некоторые будут заезжать на Байкал, а потом уезжать через Монголию за границу. Все регионы ищут возможности для заработка, и мы не должны расслабляться из-за того, что у нас Байкал есть. Мы будем бороться за каждого пассажира, за каждую авиакомпанию, за каждый рейс.
Развитие аэропорта
— Аэропорт «Байкал» может принимать любые самолеты?
— Наш аэропорт без проблем принимает все самолеты. Вполне возможно, что «Байкал» будет задействован в грузовом сообщении с Китаем. Все будет зависеть от геополитической ситуации. У нас опыт работы с китайским грузом большой. В 2020 году нас здорово выручили грузовые самолеты из Китая. В 2021 году аэропорт «Байкал» принял 235 грузовых самолетов, из них 32 «Руслана» (Ан-124 – тяжёлый дальний транспортный самолёт). В этом году есть запрос от авиакомпаний на использование A330 – это один из самых больших пассажирских самолетов.
— Расскажите, что известно о строительстве нового аэровокзального комплекса аэропорта «Байкал»?
— Холдингом «Новапорт», к которому мы относимся, принято решение о строительстве нового современного терминала в аэропорту «Байкал» для внутренних авиалиний. Терминал – это 6,5 тысяч квадратных метров, два этажа, один цокольный этаж, два телескопических трапа. Старый терминал будет переоборудован под международные авиалинии.
Проект нового терминала находится в Главгосэкспертизе России. После устранения ее замечаний и получения положительного заключения в конце апреля будет проведен тендер на выбор подрядчика. Открытый конкурс продлится 90 дней, будут участники со всей страны. Выбор подрядчика состоится примерно в конце июля. В начале августа должно начаться строительство терминала.
Не буду скрывать, что есть сложности, в частности касательно стоимости стройматериалов. При начале проектирования терминала стоимость была 1,8 млрд рублей, а сейчас коммерческие сметы пересматриваются на 2,8 млрд рублей. Недавно проходило совещание у зампреда правительства РБ по инфраструктуре Евгения Луковникова, где принимал участие заместитель гендиректора холдинга «Новапорт» Евгений Янкилевич. «Новапорт» видит перспективы в аэропорту Улан-Удэ, поэтому Янкилевич специально прилетел сюда, чтобы в очередной раз подтвердить все планы.
— Какие нововведения ожидать клиентам аэропорта «Байкал»?
— Самое большое направление – Москва, это 63% пассажиропотока. Ежедневно летает два рейса S7 Airlines, четыре раза в неделю летает Smartavia. С апреля Smartavia начинает летать в столицу ежедневно. То есть каждый день будет три рейса Улан-Удэ – Москва.
Второе после Москвы направление – это Новосибирск. Аэропорт «Толмачёво» — наши коллеги, мы находимся в одном холдинге «Новапорт». Туда ежедневно летают полные рейсы, так как он является хабом, откуда люди улетают по всей России.
В Южно-Сахалинск есть один рейс с технической посадкой в Благовещенске. С 7 апреля открывается прямой рейс, будет летать по четвергам. То есть будет два рейса в неделю Улан-Удэ – Южно-Сахалинск. Планируем открыть 1 мая рейс в Кызыл при финансовой поддержке Республики Бурятия и Республики Тыва.
Один раз в неделю летает самолет в Якутск, планируется увеличить до двух. Есть два рейса в неделю Улан-Удэ – Нижнеангарск, очень популярное направление, и этого мало. Мы ведем переговоры с авиакомпанией «КрасАвиа» по увеличению количества рейсов.