В Бурятии с начала апреля действует особый противопожарный режим. С 1939 года в теплое время проводится патрулирование лесов на вертолетах и самолетах. Работники Забайкальской базы авиационной охраны лесов (подведомственное Республиканскому агентству лесного хозяйства. — Прим. авт.) находят и ликвидируют лесные пожары.
Корреспондент «Информ Полиса» принял участие в рейде авиалесоохраны и выяснил, с какими трудностями сталкиваются пожарные в небе.
Из Салехарда в Улан-Удэ
Почти четырехчасовой полет на самолете Ан-2. Руководит всем Алексей Щербанёв, старший летчик-наблюдатель, или «летнаб», как называют специальность профессионалы. Он почти 10 лет в профессии, в Бурятии работает с 2015 года.
— Я приехал из Салехарда, Ямало-Ненецкий автономный округ. Жена местная, можно сказать, перетянула сюда на постоянное место жительства, — рассказывает Алексей. — У нас в ЯНАО не авиалесоохрана, как в Бурятии, а поисково-спасательный отряд при МЧС России. Зимой, весной и осенью мы выполняли поисково-спасательные работы, а летом за нами было закреплено патрулирование территории на самолете, вертолете, обнаружение лесных пожаров и тушение.
В пожароопасный сезон 2022 года для авиационной охраны лесов в республике привлечены семь вертолетов Ми-2, Bell-206, Ми-8 и шесть самолетов Ан-3 и Ан-2. Кратность авиамониторинга повышена за счет увеличения федерального финансирования: 2021 год — 111,7 млн рублей, 2022 год — 161 млн рублей (на 44 %).
Щербанёв отмечает, что работа летчика-наблюдателя штурманская, с картами, навигацией. При этом профессия создана в военные времена, когда нужен был наводчик для разведки и корректировки огня.
— В послевоенное время наблюдателей перевели в гражданскую авиацию, — говорит он. — Мы обнаруживаем пожары, делаем расчеты для высадки пожарных-десантников. По определенному времени выдержки от точки приземления до пристрелочной ленты рассчитываем курс, время. И при идеальных расчетах парашютист, не управляя парашютом, должен прийти в заданную точку. У авиалесоохраны есть грузовой баул, в котором лежит все необходимое на первое время: продукты, палатки, инвентарь для тушения лесных пожаров. Баул сбрасывается с высоты 200 метров на грузовом парашюте, а они на земле его принимают и приступают к тушению.
Горят поля и леса
Самолет Ан-2, в котором работает Алексей Щербанёв, обслуживает Иволгинский, Тарбагатайский, Мухоршибирский и Заиграевский районы. Вместе с нами на борту находилась группа парашютистов из четырех человек.
— После взлета и набора высоты вижу выброс дыма в районе иволгинского села Ганзурино, к которому сразу же направляемся, отходя от маршрута. На момент обнаружения площадь пожара 2–3 гектара, хорошо разгорается из-за ветра. Какая-то часть полей сгорела в результате сельхозпалов, огонь перекинулся через дорогу, и пожар пошел в гору, в лес. Приступаем к высадке пожарных-десантников. На помощь вызваны авиаотделение и лесоохрана, — объясняет наш собеседник.
В Иволгинском районе Бурятии 28 апреля во время авиапатрулирования обнаружен лесной пожар, который возник из-за перехода огня с земель иных категорий. Тушение осложнялось сильным порывистым ветром, каменистыми россыпями. На тушении работало 88 человек из числа лесной охраны, пожарных-десантников и привлеченных. Задействовано 23 единицы лесопожарной техники. Общая площадь, пройденная огнём, составила 22 га. Пожар ликвидирован 29 апреля.
По словам Щербанёва, глядя на десантников, он иногда тоже думает о том, чтобы прыгнуть с парашютом. Однако развитый инстинкт самосохранения берет свое.
— Когда учился на летчика-наблюдателя, каждому из состава нужно было обязательно сделать два прыжка с парашютом. Я два положенных прыжка сделал и сказал: «Все, спасибо. Это не мое, я не хочу». А ребята удовольствие получают от прыжков. Недостаточно желания, нужно это дело любить. Сидишь в самолете — все нормально. А когда перед тобой открывают дверь, нужно перебороть себя, чтобы сделать шаг в пропасть.
Алексей добавляет, что его авиаотделение в этом году обнаружило 11 лесных пожаров, два из которых его. Весной, когда нет гроз, лесные пожары возникают в основном вблизи населенных пунктов и по вине человека, из-за сельскохозяйственного пала травы.
Неопытный десантник и посадка в грозу
В конце летчик-наблюдатель поделился историями, которые запомнились ему за почти семь лет работы в авиаотделении Забайкальской базы авиационной охраны лесов. Смеется над ними он после полета, так как в воздухе не до смеха.
— Был случай при высадке на пожар. Первый парашютист приземлился, связался со мной по рации, что все хорошо. Жду, когда второй только отучившийся десантник приземлится. Смотрим с пилотом по сторонам, найти его не можем. Кружим-кружим на высоте тысяча метров минут десять. Ну нет человека, пропал в воздухе. Вверх посмотрели, а этот парашютист над нами в 200 метрах летает, не может спуститься, — смеется Алексей. — У него первый производственный прыжок был, видимо, немножко испугался скручиваться и его восходящим потоком вверх подняло. Вот и все. Спустился удачно, конечно, просто подождать надо было немного. Ничего, в дальнейшем все понял, как и все, отлично дальше работал.
Авиаотделение Забайкальской базы авиационной охраны лесов в 2020 году налетало 1748 часов, из которых 154 — на тушении, а в 2021-м — 1562 часа и 62 часа соответственно.
За плечами у профессионала — тысячи часов в небе. Естественно, бывали разные случаи во время авиапатрулирования. Один запоминающийся произошел в 2019 году.
— Вылетели, ничего не предвещало беды. Тут заместитель руководителя по летной работе в воздухе сообщает, чтобы мы в Улан-Удэ не возвращались, потому что началась сильнейшая гроза, с домов слетают крыши. Не смогли бы сесть просто-напросто, — делится воспоминаниями Алексей Щербанёв. — Нужно лететь на запасной аэродром. Пока мы разворачивались, пока уходили на запасной в Бичуру, грозовая активность развилась еще больше. Не смогли «убежать», гроза настигла нас и очень сильно поболтала. Жутко было, но работа есть работа. В тяжелых условиях ушли на запасной аэродром, справились.