Историю 21-летнего Степана, который отбился от медведя мешком с орехами, рассказала «Комсомольская правда». Сам молодой человек – из забайкальского села Жиндокон. Он зарабатывает на жизнь, собирая орехи.
И вот неделю назад, 4 мая, парень отправился в лес за очередной партией шишек-паданок (обычно кедровые орехи собирают в августе-сентябре, а «паданки» – то, что за осень-зиму нападало с деревьев, время для этого урожая как раз апрель-май – прим. «КП».). Забайкалец даже и не предполагал, что это будет самый длительный и опасный поход в его жизни. Он заблудился в тайге и спустя неделю оказался в Бурятии.
- В лес я обычно иду без точных сроков. В этот раз рассчитывал примерно на день, поэтому запас продуктов не захватил – только спички. Да и оделся не очень тепло – в охотничий костюм и болотники. С собой был ещё полностью заряженный телефон, но без сим-карты. Вытащил, а вставить забыл. Взял, чтобы просто смотреть время, – поделился Степан с «Комсомолкой».
До обеда ему удалось насобирать целый мешок шишек. Забайкалец решил передохнуть в зимовье, на которое как раз набрёл – кстати, набитое продовольствием. Там он немного перевел дух, пообедал и вновь отправился за орехами. А спустя несколько часов понял, что потерял ориентир.
- Я не мог найти дорогу ни к месту, где зашёл в лес, ни даже к зимовью. Понял, что заблудился. А ещё тот факт, что ночь придётся провести в лесу. Что делать? Развёл костёр, ведь уже было темно, достал орехи погрызть. Так и просидел, боясь уснуть. Ведь ночи ещё холодные, температура – от 0 до -5 градусов, да и медведи вокруг бродят, – поведал отчаянный сборщик дикоросов.
На следующее утро ему было уже не до шишек. Молодой человек искал выход из леса, но бродил по кругу. Выбраться не смог и ни единой живой души не встретил. А вот с хозяином тайги едва не пересёкся.
- Иду и слышу – где то неподалёку швыркает медведь, – вспоминает он. – Подумал, что он сейчас учует орехи, ведь 15-килограммовый куль с шишками я таскал на горбу, и пойдёт за мной следом. Тогда решился на отвлекающий манёвр – бросил мешок, а сам побежал в другую сторону. Думаю, пусть дербанит, а я успею уйти как можно дальше.
Приём сработал. Устраивать за Степаном охоту косолапый не стал. От медведя молодой человек спасся, но убегая, заблудился окончательно и вообще уже не понимал, где находится. Ничего не оставалось, как просто шагать в надежде выйти либо к зимовью, либо к реке.
- Шагал и кричал: «Помогите». Ни ответа, ни привета. Кругом одна тайга. Периодически останавливался, жёг костёр, почти не спал, каждую ночь сидел у огня в полудрёме. В карманах оставалось несколько шишек – орехи и ел. Когда они закончились, больше поживиться было нечем. В мае в лесу голяк – ни ягоды, ни трав. Да и воду почти не найти – порой встречались ручейки. Напьюсь, умоюсь и шагаю вперёд, – описывает свои приключения Степан.
Блуждая, он сменил почти все времена года. Сначала стояла жара, затем пошёл дождь, выпал снег. Пока был заряжен телефон, забайкалец даже успел сфотографировать на снегу медвежьи следы. На седьмой день хождений по мукам почти обессилевший Степан, наконец, набрёл на речушку. Решил идти вдоль неё в надежде, что она выведет к людям – и не ошибся. Через несколько часов заметил окраину леса и крыши домов за ним. Это было бичурское село Малый Куналей. Сам того, не подозревая, Степан оказался в соседней с его родным Забайкальем Бурятии.
- Мы с женой подъехали к магазину, и увидели чумазого парня, – рассказывает местный житель Андрей, который первым встретил Степана. – Спрашиваю: «Ты откуда?». А он в ответ: «Из леса». Он даже не подозревал, что находится уже в другом регионе. Наше село в нескольких километрах от границы с Забайкальем.
Андрей сразу дал Степану телефон – позвонить родным и сказать, что он жив. А ещё сообщил, что сборщик прошёл за семь дней более 60 километров. Так Степан узнал, что всю неделю его искали полицейские и волонтёры.
- Если бы он пошёл в противоположную сторону, мог вполне дойти и до Монголии, – заявил Андрей.
Мужчина решил приютить гостя у себя. В первый же день затопил баню, накормил, напоил чаем и выдал чистую одежду. Увезти в родной Жиндокон Степана должны родные.
- Я даже не натёр мозоли за эти дни. Как обходился без еды и воды? Да легко. Человек и больше недели может без этого прожить, – заявил забайкалец «Комсомолке». – В лес, разумеется, ходить не передумал. Это же мой заработок, в деревне с этим туго. Только урок вынес: надо запасаться продуктами и брать с собой сим-карту.