хобби
6430

Владимир Жаров: «Страх помогает преодолеть препятствие»

Известный в Бурятии журналист рассказал, как пересек зимний Байкал, почему страх — это важно и зачем брать в походы детей

Фото: личный архив В. Жарова

Вглядываясь в ровную гладь самого большого озера на планете, даже в голову не придет, что его можно пересечь пешком, да еще и не единожды. 

Но для человека нет невозможного — так решил для себя Владимир Жаров и с 1998 года практически ежегодно отправляется в пеший поход через ледяной Байкал. 

Туризм как смысл жизни

Пронести увлечение с самого детства до зрелых лет дорогого стоит. Так случилось у нашего героя — известного журналиста, путешественника и общественного спасателя Владимира Жарова. Свой первый поход он совершил еще в совсем юном возрасте, и это хобби до сих пор остается его главным в жизни увлечением. 

Путешествия, просторы и свобода сопровождали Владимира на протяжении всей жизни. В 15 лет он попал в плен морской романтики. 

— Во Владивостоке я поступил в мореходное училище, после его окончания работал на судах научной разведки помощником капитана. Отработав положенные четыре года, надумал пойти дальше и уехать в Ленинград. С первого раза поступить не удалось, и я решил год пожить в Улан-Удэ. Но временное очень часто оказывается постоянным — и вот по сей день я живу здесь, — рассказывает журналист. 

Тогда он думал, что лишь на время найдет себе работу в сфере журналистики — мечта стать режиссером или кинооператором была на втором месте после морских путешествий. 

— Тогда я пришел в телецентр, а в отделе кадров меня спросили, что я умею. Я ответил, что могу делать все. «Слесарем КИПиА сможешь?» — «Смогу». Но тогда даже и знать не знал, чем мне предстоит заниматься. Оказалось, что нужно было чинить проявочные машины, заряжать камеры. Я быстро научился и через год подал заявление на перевод в операторы, еще год практики — и начал расти в этой профессии, — с улыбкой вспоминает путешественник. 

Примерно в это же время Владимир стал членом уникального туристического клуба «Хамар-Дабан», в составе которого изучил Окинский и Баргузинский районы, Саянские хребты, Хамар-Дабан и все окрестности Улан-Удэ. 

— Практически каждые выходные мы выезжали на различные сборы, пели песни у костра и наслаждались романтикой путешествий, — рассказывает наш герой. 

Чуть позже походы и путешествия набрали уже более серьезные обороты. Вступив в клуб «Вертикаль», вместе с его идейным вдохновителем Владимиром Невским Жаров начал ходить в более сложные спортивные походы. 

О страхе, соло-походе и журналистике

В 90-х клуб «Вертикаль» распался, а вот тяга к путешествиям, приключениям и испытанию себя никуда не делась. Тогда Владимир впервые решился на пеший поход через Байкал в одиночку.

— Как-то само собой получилось, что я стал ходить один. Соло-путешествия мне были интересны именно по зимнему Байкалу. Впервые я решился на это рисковое дело в 1998 году. Мой маршрут начинался в Максимихе, дальше я прошел мимо Святого Носа, Ушканьих островов, а конечной точкой стал Северобайкальск, — говорит журналист. 

Как добропорядочный путешественник Жаров оповестил поисковую службу о своем намерении, дабы можно было следить за передвижением спортсмена, и первые походы были продолжительные. 

— В свой первый поход я все равно рассчитывал на помощь свыше, на поддержку друзей. Ведь страх есть всегда. Когда подходишь к какому-то препятствию, начинаешь анализировать, почему страх возник, а потом постепенно находить выход. И именно страх помогает остановиться и подумать, как это препятствие можно преодолеть, какое принять решение. И первый поход был для меня настоящим открытием не только красоты Байкала, но и того, какие сюрпризы может преподнести стихия, — вспоминает журналист. 

Во время первого путешествия Владимиру пришлось столкнуться и с внезапным ветром, который унес палатку и рюкзак, и с волками, и с расходящимся под ногами льдом. 

— Все это испытание себя, новый опыт. В туризме нужны внимательность, доброжелательность, умение прийти на помощь в трудный момент, почувствовать другого человека. А в одиночном путешествии необходимо научиться рассчитывать на себя и не сдаваться даже в самых безвыходных ситуациях, — отмечает он.

За годы освоения журналистского искусства и пеших походов две ветви сплелись, а из увлечения родился не один популярнейший проект на БГТРК. 

— Моя основная профессия помогает мне лучше и больше видеть. Раньше в каждый поход я брал кинокамеру, снимал для своей программы «Туристический клуб «Хамар-Дабан», мы рассказывали о своих путешествиях. Это, я считаю, было полезно. Ведь не каждому человеку удается куда-то выбраться, в силу того что нет времени, средств, возможности. А больше узнать о том, что рядом, так или иначе хотел бы каждый, — уверен Жаров. 

Почему походы оживляют?

И ведь действительно, несмотря на то, что современный мир полон событий, новостей и развлечений, практически каждый стремится хотя бы на денек выбраться в лес или к озеру. 

— Современный человек сильно устает от происходящего. Усталость появляется от излишних звуков, картинок, ощущений, коммуникаций. Например, есть такая наука — видеоэкология. Ее авторы проанализировали, как окружающая среда влияет на человека через зрение. В городах все здания стали однотипными. Да, это современно, но для человека важны детали. Наш глаз устроен так, что сначала мы смотрим на объект «общим» планом, потом «средним», а дальше рассматриваем детали. И для нашего организма это не утомительно, это физиологическая норма. В городской обстановке глаз не может ни за что зацепиться, во всех планах у него одна и та же картинка. То же самое касается звуков. В современном мире очень много неестественных звуков — радиосигналы, электричество, излучения. Они по принятым стандартам, как бы в пределах нормы, но, когда человек постоянно находится под такой нагрузкой, это чревато последствиями, — считает Владимир Жаров. 

Однако, как утверждает опытный путешественник, буквально несколько дней в дикой природе способны вновь подарить человеку чувство счастья. 

— Когда ты попадаешь в естественную среду, сначала похож на испуганного ежика — нервничаешь, суетишься, в твоей голове много ненужной информации, визуальных кадров, отрывки песен, различных задач и диалогов. Но проходит время, и твой организм адаптируется. На 2–3-й день похода происходит какая-то вспышка — и ты становишься другим. Появляется чувство полета, ощущаешь силу. У тебя медленно, но верно возникает осознание внутреннего счастья и спокойствия. А происходит это потому, что ты начинаешь восстанавливаться и очищаться от лишнего, — объясняет журналист. 

О воспитании детей

Но кроме ментального и физического оздоровления природа и походы помогают воспитать в детях все необходимые для жизни навыки и качества характера. 

— Я не знаю лучшего метода воспитания, чем взять ребенка с собой в поход. Чтобы он видел, как родитель со своими товарищами организовывают бивак, разжигают костер, готовят, преодолевают препятствия и помогают друг другу. В подсознании ребенка это все сохраняется. В будущем он поступит так же, как и его родители, — уверен путешественник. 

Однако, несмотря на позитивное влияние туризма на детей, в современном образовании, по его мнению, этого не хватает. 

— Туризм, краеведение, ориентирование — это все ушло, — признается Владимир Жаров. — И я не вижу, чтобы сейчас кто-то из ребятишек готовил, прививал эту культуру. И не за зарплату, а потому, что сам горит этим. Ведь сколько бы тебе ни платили, твое отношение к ребенку и своему делу будет видно. Деньги не самую главную роль играют, на первом месте твое отношение. Понимание, зачем ты это делаешь, для чего, для кого. Представление о том, какой результат это принесет.

Автор: Арина Филиппова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях