Октябрята, пионеры, комсомольцы. Домино, карамельные петушки и «железный занавес». В 70 - 80-х годах СССР был не просто страной, а, по словам бывших комсомольцев, пионеров и октябрят, самой настоящей единой отлаженной системой. А общество - большой и дружной «семьей».
Многие эксперты сегодня в сложившейся ситуации предрекают возвращение социализма, если не в полной мере, то частично - точно. Однако нынешнее поколение возвращение «совка» воспринимает с долей скептицизма, а может, даже и с осуждением.
Какое было общество, как была устроена жизнь и так ли страшен «железный занавес», мы вспомнили вместе с нашими читателями.
Александр Дроздов, 1971 г. р., дизайнер:
- Когда я был подростком, были уже 80-е. Тогда СССР был больше формальностью. Я успел побыть и октябренком, и пионером, и даже комсомольцем. Правда, в рядах последних я успел побыть лишь год. Но зато до сих пор храню красный пионерский галстук и значок. К сожалению, не сохранился мамин партбилет. Когда все начало разваливаться, она была против политики партии и положила свой билет на стол. Отреагировали в руководстве партии спокойно. Но если бы это случилось лет за десять до раскола всей системы, то было бы наихудшим поступком и самой настоящей катастрофой.
Насчет низкого уровня преступности не совсем правдивые вещи говорят. Я жил в то время на ПВЗ, этот район до сих пор считается достаточно криминальным. А тогда там обитали «чавы». Руки в наколках, восьмиклинка, сидели на «кортонах». «Отжимали» у людей деньги или что-то ценное.
Никто в то время не голодал. Да, было очень мало товаров, не увидишь такого выбора, как сейчас. Помню, заходил в магазин «Океан» в центре Улан-Удэ. Это было длинное помещение, а по бокам стояли пустые холодильники. Чаще всего продавали там всякие консервы, их забавно складывали горочками. Колбасы и сосиски, например, были редкостью. Но не было товаров - не было и очередей. В основном народ толпился за техникой и водкой.
В быту у всех все было одинаково, даже если кто-то и был богаче, то на первый взгляд так и не скажешь. Да, если зайти в дом, можно было увидеть что-то, что было недоступно основному слою населения. А на улице и не поймешь, кто богат, а кто - нет.
Дома большим шиком было иметь стенку и ковры. Они, помню, были на каждой стене, и чем их больше, тем лучше. Не было тогда телефонов и кучи гаджетов. Я для того, чтобы провести домашний телефон, стоял в очереди очень долго. Люди годами ждали этого. Дело в том, что было мало специального оборудования для подключения. Когда у нас дома появился старый телефон с «вертушкой», восторга было выше крыши.
Кстати, чем отличалось то время, так это неподдельной радостью. Ты был счастлив от простых вещей, которые сейчас кажутся мелочью. Хочется ли вернуть то время? Не сказал бы, что очень хочется. Да, ностальгия накатывает, но в каждом времени есть свои плюсы и минусы. Сейчас тоже неплохо, просто по-другому.
Анна Грыдина, 1973 г. р., уборщица:
- Для меня СССР - это детство и молодость. Главное, не было телефонов, все общались между собой. Мы постоянно бегали на улице, жевали гудрон и никто не боялся нас отпускать до позднего вечера гулять. Сейчас, как мне кажется, все более закрытые.
Очень хорошо помню, как праздновали свадьбу моей двоюродной сестры. Все собрались дома за большим столом: и соседи, и друзья, и родственники. Пели под баян, веселились. Большой праздник был, душевный. Мы специально приехали за три дня до самой свадьбы, чтобы помочь приготовить еду и накрыть хороший стол. Мама моя тогда работала заведующей в магазине и могла быстрее всех достать какой-то редкий товар. Так вот на свадьбу племяннице очень много еды она привезла. Самый дорогой подарок сделали тогда - цветной телевизор. Во второй половине 80-х они были большой редкостью и стоили очень дорого. Зарплата была в среднем 200, в лучшем случае 300 рублей. Для сравнения: позвонить через таксофон можно было за 1 копейку, проезд на трамвае - 2 копейки, а телевизор больше 300 рублей, кажется, стоил.
Техника вообще тогда была самым, так скажем, дефицитным товаром. Но самые сложные времена начались примерно с 88-го года. Тогда уже все предполагали, что будут какие-то изменения. Но никто не думал, что буквально через несколько лет будет крах Советского Союза. Для многих это все стало самым настоящим горем. Представляете, СССР и его идеология были для кого-то целой жизнью, её смыслом. Многие пенсионерки откладывали деньги, копили на крупные покупки или на старость, а в итоге остались ни с чем.
Самое жуткое, что я видела, было в кладовке у бабушки. Там она хранила большую шкатулку, а в ней было все для того, чтобы с почестями похоронить её. Молоточек, чтобы заколачивать гроб, ткань для обивки, венки, цветы искусственные и всякие разные атрибуты похорон. Мы с братишкой случайно нашли это все и очень испугались. Так пенсионеры раньше к смерти готовились. Это ведь сейчас можно без проблем похоронить человека, а тогда, видимо, все было в дефиците. И старики переживали, поэтому покупали все постепенно для своих похорон. Многие даже гробы себе заранее сколачивали и хранили. Жутко.
Вернуться в то время мне, наверное, хочется больше из-за того, что это были самые беззаботные времена моей жизни. Я помню, как мы играли в «Зарницу», ходили в походы и пели песни под гитару. Но часто вспоминаю и строгих учителей, которые за непослушание могли и указкой стукнуть, и запросто поставить в угол на сухой горох. Но тогда времена были такие. Все подчинялись общим правилам.
Надежда Цыбикова, 1970 г. р., бухгалтер:
- Мне никогда не нравилось то время. Жесткая бюрократия, ограничения. Всегда это отвергала. Когда мне было около 10 лет, мы переехали из Московской области в Улан-Удэ. Мама к тому времени воспитывала нас одна, постоянно откладывала деньги нам с сестрой на пальто, сапоги. Выбора тогда такого не было.
Мы жили с отчимом и мамой, он работал на БМДК (Бурятский мeбeльнo-дepeвooбpaбaтывaющий кoмбинaт). Ему за выслугу лет или просто по очереди дали дом в 18-м квартале. Тогда он назывался «новостройка». Все были очень дружными, там в основном жили рабочие этого комбината. И коллеги, и соседи, и друзья - все в одном лице.
Да, были и плюсы. Например, бесплатное высшее образование. Но поступить было не так просто. Я очень любила шить и придерживалась больше революционных взглядов, хотелось перемен. Когда оканчивала школу, хотела поступить в техникум на дизайнера-модельера одежды. Перешила из чего-то кожаную куртку-«косуху», в середине 80-х они как раз входили в моду. Сначала прятала у бабушки дома, а потом как-то раз вернулась с дискотеки, и отчим увидел её и сжег. Очень обидно было, но времена такие были.
В техникум, кстати, не поступила. Не хватило пары баллов из-за того, что в художественной школе не училась. Вот тогда пришлось практически выживать. Мне было-то всего 16 лет. Отучилась на конструктора каких-то деталей в Хабаровске, потом отработала несколько лет на заводе. Уж очень мне не хотелось возвращаться в Улан-Удэ. Помню, звонила маме через таксофон раз в неделю. Но в начале 90-х все-таки вернулась.
Валентина Николаевская, 1965 г. р., гардеробщица:
- Если сравнивать нынешнее время и поздний период СССР, сразу в глаза бросается то, что раньше все друг друга знали. Сейчас смотрю на своих детей, а они и не в курсе, кто их соседи. Мое более-менее сознательное детство пришлось на середину 70-х. Мы тогда жили на Урале, папа был рабочим на заводе, а мама работала в прачечной. Помню, отцу на работе полагались путевки в пионерский лагерь, только нужно было ждать огромную очередь.
Самое яркое воспоминание - Новый год. Не помню, какой был год, но тогда дедушке какие-то знакомые из Чехословакии привезли огромную искусственную елку и кучу разных игрушек. Вот это было настоящее счастье! Многие из них хранятся у меня до сих пор. Нам с сестрами тетя и мама тогда сшили платья. То ли из тюля, то ли из каких-то остатков. Да, наверное, они не настолько красивые, как карнавальные костюмы сейчас, но лично для меня они особенные.
Но если подходить к системе СССР не из детских воспоминаний, а более критично, то все же это время было сложнее. Да, были производства, были бесплатные детские сады и образование, все были обеспечены работой, все были равны и даже имели возможность бесплатно получить квартиру. Но равенство приводило к пьянству, к сожалению, не все были готовы работать на равных. Всегда находились лодыри, которые, так скажем, сидели на шее у других.
Водка была одним из самых дефицитных товаров, но «пузырь» в то время решал многое. Так сказать, обменная валюта. Вот нужно тебе что-то наладить в доме, зовешь слесаря, ставишь бутылку или две. Он делает. Отчасти удобно, конечно, но это же негативно сказывалось на людях. Пили очень многие, и если не водку, то самогон. В плане продовольствия у нас всегда была еда, но, например, конфеты и какие-то фрукты было очень сложно достать. К каким-то крупным праздникам (обычно к Новому году) несколько соседей ехали в Москву за чем-то редким и вкусным.
В 80-х все стало еще сложнее. В 88-м я родила первого ребенка, не было ни мыла нормального, ни памперсов. Все пеленки стирала на руках. Сейчас-то с этим проблем почти нет, купил памперсы да выбросил. А раньше замачиваешь, потом отглаживаешь.
Вернуть бы те годы не очень хотелось, в бытовом плане сейчас намного легче.
Оксана Перелыгина, 1967 г. р., воспитатель детского сада:
- В Улан-Удэ я переехала, когда мне было около 10 лет. Моя мама была учителем, папа работал на ЛВРЗ. Честно сказать, не помню ни посвящение в октябрята, ни посвящение в пионеры. Мы тогда жили в маленькой коммуналке на Мелькомбинате, бабушке досталась эта квартира, а родители свою еще не получили. Поэтому воспоминания у меня не самые хорошие и яркие.
Даже не знаю, что рассказать… Мама постоянно ухаживала за бабушкой, отец сильно пил в то время. Время от времени с нами жили еще и братья мамы. Тоже сильно пили. Единственное, что помню очень хорошо, как местные мужики играли в домино во дворах, а мы, малышня, носились по улицам вечно.
Конечно, не голодали. Где-то мама принесет какие-то «подарки» от родителей. На праздники часто дарили конфеты, а так обычно давали что-то свое - кто с огорода принесет какие-то овощи, кто молока.
В общем, это было странное время, потому что самое яркое воспоминание у меня связано с покупкой пальто. Мы с мамой для того, чтобы успеть, встали ночью, очень долго стояли в очереди. И все-таки купили красивое драповое пальто. Только вот размера моего не было, я была худенькая, пришлось брать на пару размеров больше. Но хватило его на много лет.
В конце 80-х родился младший брат, я помогала маме ухаживать за ним. Кстати, почти все игрушки были деревянные. И достать их было непросто. Один из моих дядек был слесарем, так вот он часто делал их сам.
Хочется ли вернуться? Да не особо, в 90-х было получше. Но сейчас есть все для комфортной жизни. Можно купить квартиру, а не ждать её годами, ехать куда тебе захочется, ставить на стол все, что хочется. Полная свобода.
Каждый ностальгирует по временам СССР по-своему. Кто-то скучает по беззаботному детству и дружбе с соседями, а кто-то содрогается от одной только мысли вернуться во времена очередей и строгих правил.
Но, как ни крути, Советский Союз - не только часть политической истории государства, но и значительная часть жизни большинства нынешних россиян. И, как дают понять время и опыт, в каждой эпохе есть свое «послевкусие», которое и помогает восстанавливать воспоминания и ощущения.