Объявлены результаты крупнейшего в мире исследования предпринимательской активности «Глобальный мониторинг предпринимательства — 2021/2022» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), в котором приняли участие предприниматели из 50 стран. Согласно исследованию, предпринимателями являются 11,7% населения России.
В нашей стране с 2006 года проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, а с 2018 года — при финансовой поддержке Сбера.
Предпринимательская активность
По результатам национального исследования, в России в 2021 году 8,3% взрослого трудоспособного населения являются ранними предпринимателями: это люди 18–64 лет, находящиеся в процессе открытия бизнеса (нарождающиеся предприниматели — 3,7%) или владеющие либо управляющие новым бизнесом менее трёх с половиной лет (владельцы нового бизнеса — 4,7%). Доля людей, чей бизнес существует на рынке более трёх с половиной лет (устоявшиеся предприниматели), составила 3,4%, что ниже значений 2019-2020 годов на 25%.
Условия для предпринимательского старта
Несмотря на экономический кризис, в 2021 году оценка наличия благоприятных возможностей для открытия бизнеса в регионах проживания респондентов сохранилась на уровне 2020 года (33,5%). Это наивысшее значение с 2010 года.
В 2021 году оценка уровня достаточности знаний, опыта и навыков для ведения предпринимательской деятельности осталась на том же уровне, что и в 2020 году. 34,5% индивидов оценивают свои знания и опыт как достаточные для начала предпринимательской деятельности. С 2012 года наблюдается устойчивый рост данного показателя. Если учесть, что требования к навыкам и компетенциям предпринимателя, в особенности под влиянием цифровизации и изменений во внешней среде, постоянно повышаются, то даже сохранение единого уровня самооценки предпринимателей может быть хорошим показателем наличия образовательных инициатив.
В 2021 году число желающих заняться бизнесом оказалось вдвое выше числа респондентов, вовлечённых в раннюю предпринимательскую активность (около 6,6%). Наличие большого числа людей, намеревающихся заняться предпринимательством, наряду с обеспечением благоприятных условий ведения бизнеса, может способствовать приросту числа предпринимателей даже в периоды глобальных кризисов.
Женское предпринимательство
Ранняя предпринимательская активность мужчин по-прежнему превышает активность женщин: 10,2% мужчин и 6,6% женщин вовлечены в создание нового бизнеса. Несмотря на то что показатели для мужчин и женщин с 2019 года остаются выше средних показателей за предыдущие годы исследования, очевидно, что экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, оказал более негативное влияние на раннюю предпринимательскую активность женщин. После ожидаемого общего снижения активности для представителей обоих полов в 2020 году (9,7% мужчин, 7,3% женщин) по сравнению с 2019 годом (10,2% мужчин, 8,6% женщин), в 2021 году этот показатель для мужчин вернулся к максимальному допандемийному значению, в то время как среди женщин ранняя предпринимательская активность продолжает снижаться.
Эту же тенденцию иллюстрирует и гендерный разрыв ранней предпринимательской активности. В целом до 2019 года соотношение активности женщин и мужчин отражало нестабильность гендерного распределения и скачкообразный характер вовлечённости женщин в раннее предпринимательство. Так, начиная с 2013 года при общем преобладании мужчин-предпринимателей чередовались более равномерное гендерное распределение (например, в 2013-м, 2016-м и 2019-м) и более выраженный разрыв между представителями обоих полов (в 2012-м, 2014-м, 2018-м). В 2020 и 2021 годах гендерный разрыв вновь плавно начал смещаться в пользу мужчин-предпринимателей, вернувшись на уровень 2012 и 2014 годов, когда на каждую женщину-предпринимателя приходилось примерно два мужчины-предпринимателя.
Таким образом, показатели 2021 года свидетельствуют о том, что в условиях пандемии COVID-19 мужчины-предприниматели быстрее адаптировались к изменившимся условиям и смогли вернуться к инициативам, связанным с открытием бизнеса. Женщины-предприниматели оказались более подвержены влиянию негативных экономических условий: они обращаются к предпринимательским инициативам в более благоприятные для экономики периоды и скорее выбирают работу по найму в периоды экономических кризисов. В 2021 году соотношение ранних и устоявшихся предпринимателей-женщин незначительно изменилось в сторону открытия нового бизнеса. В целом можно отметить, что в последние два года в условиях пандемии COVID-19 мужчины показали бо́льшую готовность к поиску возможностей для открытия бизнеса в новых экономических реалиях. Женщины же демонстрируют более осторожное предпринимательское поведение в условиях приспособления к кризису, сочетая новые предпринимательские инициативы с сохранением уже существующих бизнесов.
Использование цифровых технологий
Пандемия COVID-19 стимулировала цифровизацию бизнеса. Речь идёт об организации удалённой работы сотрудников, развитии онлайн-заказов, автоматизации производства товаров и предоставления услуг. В рамках проекта GEM в 2021 году предпринимателям задавались вопросы о внедрении цифровых технологий в деятельность их фирм. Большинство респондентов (51%) отметили, что их компании могут работать без применения технологий для продажи товаров и услуг. При этом 25,5% сообщили, что цифровизация их бизнесов не связана с пандемией. Наконец, 23% респондентов ответили, что они либо ввели цифровые технологии в ответ на пандемию, либо расширили планы по их использованию с началом распространения COVID-19. Предприниматели рассказали о своих планах по расширению использования цифровых технологий в ближайшие 6 месяцев. 56% ранних предпринимателей либо уверены в необходимости интенсификации работы в этом направлении, либо оценивают такую перспективу как возможную. Оставшиеся 44% планов по дальнейшему внедрению цифровых технологий в деятельность своих бизнесов не имеют.
Социальная и экологическая ответственность предпринимателей
3,3% ранних и 64,5% устоявшихся предпринимателей заявили, что при принятии решений о будущем бизнеса они учитывают такие социальные аспекты, как доступ к образованию, здравоохранению, безопасность и условия труда и жизни. Схожие оценки продемонстрировали предприниматели при ответе на вопрос о том, учитывают ли они такие экологические аспекты, как сохранение зелёных насаждений, сокращение токсичных выбросов при принятии решений о будущем бизнеса (69,6% и 66,4% соответственно). Тех, кто не учитывает социальные аспекты, оказалось больше, чем тех, кто не учитывает экологические в обеих группах предпринимателей.
Изменения затрагивают и систему целеполагания предпринимателей. Респондентам предлагалось оценить, ставят ли они оказание социального или экологического воздействия выше прибыльности или роста бизнеса. В России 40,1% ранних и 36,4% устоявшихся предпринимателей посчитали, что отдают приоритет неэкономическим целям.
Принятие новых стандартов не просто декларируется: предприниматели готовы предпринимать конкретные шаги по минимизации воздействия бизнеса на окружающую среду 36,6% ранних и 39,4% устоявшихся предпринимателей заявили, что осуществляли действия в этом направлении. Социальный эффект беспокоит российских предпринимателей меньше, чем экологический. О наличии шагов по максимизации социального эффекта, предпринятых за последний год, заявило 30,3% ранних и 26,6% устоявшихся предпринимателей.
Олег Семененко, начальник Управления GR и работы со специальными проектами Сбербанка:
«Исследование GEM помогает держать руку на пульсе предпринимательства, отслеживать динамику предпринимательских настроений и сравнивать уровень развития малого бизнеса в различных государствах, поэтому Сбер считает поддержку этого проекта приоритетной и продолжит её осуществлять».