В начале апреля в Улан-Удэ появилась система расширенной аренды электросамокатов — кикшеринг. Компания RedLight завезла в город десятки «мобильных» самокатов и установила их в парках, аллеях и на остановках. Пока одни с комфортом рассекают на них по городским улицам, другие переживают за безопасность: а вдруг такой вот гонщик собьет пешехода на тротуаре или устроит на дороге ДТП?
Мы решили выяснить об электросамокатах побольше. Действуют ли на них правила дорожного движения? Где и с какой скоростью можно ездить на самокатах? А самое главное, насколько жители Улан-Удэ готовы к наплыву новомодного транспорта?
Можно и нельзя
В ГИБДД нам рассказали, что по нынешним законам электросамокат не определяется как транспортное средство. Это значит, что человек на самокате должен руководствоваться правилами дорожного движения для пешеходов. И правила езды, и ответственность определяется так же, как и для пешеходов.
Однако некоторые правила и рекомендации для электросамокатов все же есть.
— По проезжей части на электросамокатах передвигаться запрещено. При пересечении пешеходного перехода человек должен спешиться и идти пешком, а самокат катить рядом. Скорость движения самоката должна быть безопасной, чтобы не подвергать опасности себя и других участников дорожного движения, — пояснили в ГИБДД.
А как же конфликтные ситуации, которые могут произойти на дороге? Скажем, если человек на электросамокате собьет прохожего или врежется в чей-то автомобиль, припаркованный на стоянке? Нам объяснили, что в любом случае нужно вызывать ГИБДД.
— В случае столкновения с прохожим штраф для человека на самокате определяется как для пешехода. Если же электросамокат врежется в автомобиль, оформлять в ГИБДД его будут так же, как и любое ДТП, — рассказали специалисты.
Тест-драйв
Итак, теперь мы знаем общие правила пользования электросамокатом, которые основываются на законах РФ. А как происходит кикшеринг в Улан-Удэ? Я решила взять электросамокат на прокат, чтобы выяснить, до какой скорости можно разогнаться, кто и как может арендовать его, а также во сколько обойдутся покатушки по городу.
Чтобы арендовать самокат, достаточно пройти регистрацию в указанном приложении и привязать банковскую карту. Сканируем QR-код на руле, а дальше приложение подскажет, что делать.
Цена проката электросамокатов — 8 рублей в минуту и 50 рублей за старт поездки. Аренда разрешена с 18 лет. Разогнаться можно до 25 км/ч, а езда ограничена зоной, указанной в приложении.
Для тест-драйва электросамоката я выбрала парк им. Орешкова. Почти на всей территории парка есть велодорожки, так что есть шанс нормально прокатиться и не рисковать здоровьем прохожих. Обещаю следовать всем советам ГИБДД!
Регистрируюсь, сканирую код — и электросамокат мой. С первых минут становится ясно, почему любители прогулок в парке так жалуются на электросамокаты: большинство горожан не понимает значение велодорожек. По ним разгуливают мамочки с колясками, пенсионеры, собачники и маленькие дети. При этом прохожие недовольно косятся на мой самокат, когда я на низкой скорости и с максимальной осторожностью объезжаю их.
Прокатиться с ветерком не вышло. Я то и дело в панике уворачивалась от прохожих, а набрать скорость попросту побоялась: вечер пятницы, так что народу в парке полно. Сдаю электросамокат. А что же другие самокатчики? Ездят так же осторожно или нарушают правила и гоняют на высоких скоростях? Я решила понаблюдать за ними.
Как оказалось, среди любителей электросамокатов тоже достаточно нарушителей. Они гоняют по тротуарам, пренебрегая велодорожками, подрезают прохожих на скорости и даже выезжают на проезжую часть. Детей за рулем электросамокатов я не увидела. Зато наблюдала достаточно взрослых, которые катают своих малышей, хотя так делать не рекомендуется.
Получается, что опасность на дорогах возникает не из-за электросамокатов, а из-за безответственности людей. Причем как среди пешеходов, так и среди самокатчиков. Кстати, стоит отдать должное компании, которая занимается кикшерингом в Улан-Удэ: все электросамокаты аккуратно припаркованы и находятся в хорошем состоянии, а в приложении указаны рекомендации по езде для новичков.
Что думают горожане?
Мы решили провести опрос среди подписчиков нашего телеграм-канала @infpolru, чтобы выяснить, как жители Улан-Удэ относятся к наплыву электросамокатов. Оказалось, что большая часть горожан все же принимает существование новомодных «мобильных» самокатов.
Вместо вывода
Можно много рассуждать о том, сколько бедовых последствий могут принести электросамокаты, но ясно одно: чтобы максимально снизить риски, надо изменить законодательство и установить правила, которые будут логичны и понятны всем. Другой вопрос: насколько они приживутся в Улан-Удэ?
Самое распространенное предложение — запретить ездить на электросамокатах по тротуарам, однако в Улан-Удэ с велодорожками совсем беда, так что кататься будет почти негде. А ведь есть еще и те, кто использует электросамокат не просто для развлечения, а чтобы добраться из одной точки города в другую. Для них передвижение станет попросту невозможным.
Тем временем электросамокат мог бы стать отличным решением для Улан-Удэ, где горожане годами жалуются на загруженные дороги и грязный воздух. Как ни крути, электросамокат — это экологичный транспорт, и если горожане частично перейдут на него, дышать станет чуточку легче. Решиться может и проблема с пробками.
А теперь другой вопрос: стоит ли мечтать о велодорожках в городе, где и обычные дороги остаются большой проблемой, которую не могут решить годами? Кажется, мы знаем ответ, и он не совсем утешительный. Так что нам, горожанам, остается быть внимательнее, соблюдать рекомендации по езде на электросамокатах и использовать велодорожки по назначению.
Сайдбар: Как кататься на электросамокате в городе?
- Водите аккуратно: не разгоняйтесь на тротуаре до скорости больше 25 км/ч, а в крупных парках и на главных улицах не превышайте 15 км/ч.
- Не катайтесь на самокате вдвоем: максимально допускается перевозить на нем до 120 кг, иначе самокат сломается или быстрее разрядится.
- Используйте защиту: если знаете, что маршрут может быть опасным, надевайте налокотники, наколенники и шлем.
- Включайте фары ночью: независимо от того, едете вы по проезжей части или по тротуару, по ПДД рекомендуется иметь при себе световозвращающие элементы.
- Сигнальте в крайнем случае: подавать сигнал в городе можно только для предотвращения ДТП.
- Паркуйтесь так, чтобы всем было удобно: не бросайте самокат на тротуаре, где он будет мешать пешеходам.
- Пересекайте дорогу пешком: так безопаснее для всех. К тому же вы относитесь к пешеходам, если электросамокат мощностью до 4 кВт, а это чаще всего все прокатные в городе.
- Не катайтесь по тротуарам, если у вас электросамокат с мощностью и максимальной скоростью по техпаспорту больше 4 кВт и 50 км/ч.
- Двигайтесь по правилам для мопедов: если у вас мощный электросамокат, его могут приравнять к ТС категории М.