кинотеатры
8163

Что ждет зрителей и кинотеатры в Улан-Удэ?

Местные прокатчики в один голос утверждают: нужны кардинальные решения, чтобы спасти отрасль

Фото: Евгений Коноплёв

Вечер пятницы, хрустящий попкорн и хороший фильм — что может быть лучше? Но киноманам сегодня приходится несладко: многие киностудии отказались показывать свои фильмы в России или же отложили премьеры на неопределенный срок. Еще хуже нашим кинопрокатчикам: чем меньше кассовых фильмов они крутят, тем меньше зарабатывают. Над российскими кинотеатрами нависла смутная угроза закрытия, и улан-удэнские не исключение. 

Мы решили поговорить с владельцами кинотеатров в Улан-Удэ, чтобы выяснить, как санкции повлияли на их бизнес, стали ли люди меньше ходить в кино и, самое главное, что ждет нас, зрителей. 

Падение выручки

The Walt Disney Company, Warner Bros., Paramount, Sony Pictures и Universal Pictures — эти гиганты киноотрасли отменили прокат своих фильмов в России после начала спецоперации на Украине. Можно сколько угодно говорить: «Ой, обойдемся без ваших голливудских блокбастеров, у нас и свои фильмы есть», однако кассовые сборы последних месяцев говорят сами за себя. 

Как сообщает Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК), к середине апреля выручка по стране упала на 50–80 %, а более 30 % залов уже закрылись. Специалисты считают, что это только начало: к концу лета отрасль в России и вовсе может погибнуть. 

Управляющая улан-удэнским кинотеатром People's Cinema Людмила Ежова рассказала, что их выручка упала на 60 %. И это по сравнению с 2021 годом, который показал слабые результаты из-за ковидных ограничений. Она отмечает, что даже времена пандемии дались кинотеатрам легче: ограничения не повлияли на спрос, билеты раскупали хорошо. 

— Народу нет — сидим пустые. У нас шесть комфортабельных залов, в прокате много фильмов, разные жанры: комедии, боевики, ужасы, военные фильмы, мультфильмы. Но люди все равно не идут. Нет сейчас таких вот блокбастеров, которые раньше собирали кассу, или, скажем, фильмов в 3D-формате. Я даже не знаю, с чем связан такой отток зрителей: то ли денег у людей нет, то ли фильмов подходящих в прокате, — говорит Людмила Ежова. 

По ее словам, повторный прокат культового «Брата», который должен был вернуть зрителей к экранам, в People's Cinema не прошел. Народ интересовался, но билетов было продано очень мало. 

Есть надежда, что неплохую кассу принесет премьера местной ленты «Решала: Брат». People's Cinema станет первым кинотеатром, который покажет полюбившуюся жителям Бурятии картину. Но на 16 мая продано только 30 билетов, и какая судьба ждет фильм в прокате — неизвестно. 

— Обслуживание кинотеатра — это дорого. Так что, думаю, те, кто арендует помещение, рискуют закрыться. Нам директор сказал, что будем работать до последнего. Сейчас сокращаем почасовку персоналу. Если раньше мы работали с 9 утра до 3 ночи, то сейчас по будням открываемся в 11 и к полуночи уже закрываемся. В выходные пока работаем в прежнем режиме, но народу от этого не прибавляется, — заключила Людмила Ежова.  

Когда предпринимать уже нечего

В апреле премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил, что на производство российского кино будет выделено 11,5 млрд рублей. Такую меру приняли, чтобы отечественные производители стали снимать больше и лучше, а также могли наполнять репертуар кинотеатров. 

Однако, похоже, российские киношники пока не готовы соревноваться с Голливудом ни в количестве, ни в качестве. Такие выводы можно сделать опять же исходя из результатов кассовых сборов. Сейчас репертуары улан-удэнских кинотеатров на 50–70 % состоят из отечественного кино разных жанров, но зритель на это «не клюет». 

Заместитель гендиректора Capital Cinema Иван Прахт подтвердил, что сегодня в репертуарном плане наш кинематограф не может компенсировать объем и качество тех фильмов, которые поставлял Голливуд. Как и другие кинотеатры Улан-Удэ, Capital Cinema терпит убытки из-за падения сборов и посещаемости. 

— Мы не успели оправиться от предыдущего шока из-за пандемии, как начались новые проблемы. Только почувствовали воздух, а его перекрыли. В период пандемии мы сократили все, что можно было сократить, так что сейчас предпринимать уже особо нечего. Полтора землекопа не смогут вырыть траншею. В нашей отрасли так же: нельзя закрыть потребности целого кинотеатра одним кассиром, одним контролером или администратором. Сейчас нужно либо держаться до конца, либо закрываться. Но мы не унываем и надеемся, что все происходящее — вопрос времени, — рассказал Иван Прахт. 

Как и все люди, которые сегодня работают в кино, он считает, что в такие непростые времена государство должно оказать поддержку загибающейся отрасли. Причем не только кинопроизводству, но и кинотеатрам. Те 11,5 млрд, которые выделили на создание отечественных лент, не помогут отрасли в краткосрочный период. Чтобы произвести хороший фильм, нужен как минимум год, и некоторые кинотеатры могут просто не дожить до их выхода на экраны. 

— Было субсидирование в период пандемии, но сейчас поддержки нет. Обычно самым кассовым временем для кинотеатров были новогодние праздники, каникулярное время, а в мае стартовал сезон премьер. Ясно одно: как было тогда, уже точно не будет, — заключил наш собеседник. 

Запас прочности

Россия на протяжении последних десяти лет была одним из ключевых рынков сбыта для Голливуда, а в 2021 году и вовсе вошла в пятерку главных экспортеров. Так что сейчас западные киностудии тоже теряют немало денег. Вера в то, что со временем мейджоры вернутся в Россию, не ослабевает как у кинотеатров, так и у зрителей. Остается надеяться, что кинозалы доживут до этого времени. 

Представители кинотеатра КИНОFORUM считают, что сейчас существование всех залов в Улан-Удэ зависит от терпения и прочности владельцев. Чтобы вернуть зрителей к экранам, в конце апреля КИНОFORUM запустил проект «АРТ СУББОТА», где можно посмотреть постановки мировых театров, увидеть документальные фильмы из ведущих музеев и ознакомиться с произведениями, входящими в репертуар фестиваля «Золотая маска». 

— Все кинотеатры города являются локальным бизнесом, а значит, решения будут приниматься исходя из «запаса прочности» бизнеса владельца, а не рентабельности отдельного кинотеатра. Однако это не значит, что текущая ситуация может длиться вечно: если кинотеатры в стране не получат государственные дотации, не все смогут дотянуть до решения мейджоров. В случае же полного отказа Голливуда от возвращения в Россию государственная поддержка станет единственной надеждой на выживание бизнеса в стране. Уже принятые решения о государственной поддержке производителей отечественного кино не работают в краткосрочной и среднесрочной перспективе: на производство требуется время, а у кинотеатров его уже почти нет, — отметили в КИНОFORUM. 

Станет ли наша жизнь прежней? Сможем ли мы смотреть мировые премьеры на больших экранах или продолжим сидеть в культурной изоляции? Выживут ли наши кинотеатры в непростых условиях санкций? На все эти вопросы ответов нет. 

Больше всего в этой ситуации беспокоит дальнейшая судьба простых людей. В российских кинотеатрах работают десятки тысяч человек: кассиры, администраторы, контролеры, техники. Все они рискуют остаться без работы. Ясно, что без государственной поддержки кинотеатры долго не протянут, но пока никакой информации о субсидиях нет.

Автор: Александра Муромцева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях