РИА Новости опубликовало большую статью о двух бурятских школах. Одна из них расположена в прибайкальском посёлке Золотой Ключ, другая – в Ардасане в Селенгинском районе. В обеих о списывании ученикам пришлось забыть – подглядеть в тетрадь просто не к кому. Дело в том, что эти учебные заведения посещают по два ученика, а то – и по одному и каждый из них – на виду.
Так, восьмилетняя Вика – единственный ребёнок в вымирающем посёлке Золотой ключ и единственная ученица в местной начальной школе. Всего в населённом пункте прописан 51 человек, но живут только 30. Да и сама Вика не отсюда – приехала к бабушке.
- В 60-е это был крупный посёлок лесозаготовителей и детей здесь учили до восьмого класса, – рассказала федеральному изданию сотрудница администрации сельского поселения «Туркинское». – Но в 2000-ом леспромхоз закрыли, много людей уехало. Старую восьмилетку разобрали, стройматериалы хотели пустить на здание аэропорта, но в итоге идею забросили. А поскольку дети ещё оставались, бывший продуктовый магазин приспособили под «началку».
Золотоключевская школа уже давно малокомплектная. Одно время в посёлке вообще не было детей. Но и тогда учебное заведение не закрыли: законсервировали, чтобы сохранить рабочие места. Сотрудникам выдавали зарплату – правда, не всю, а лишь две трети ставки.
По словам сотрудницы районного управления Оксаны Долгобородовой, школу стараются сохранить всеми силами и сегодня.
- До ближайшего населённого пункта – 50 километров по очень плохой дороге. Возить учеников на такие дальние расстояния запрещено санитарными нормами. Одно время для ребят из посёлка открыли интернат, но родителям сложно расставаться с детьми надолго. В итоге школу решили возродить, – отметила она.
В прошлом и позапрошлом годах учебное заведение посещали всего два ребёнка, но оба уже выпустились. Если бы не Вика, его бы закрыли.
Сейчас ради одной девочки трудится целый штат – педагог и директор в одном лице, а ещё – сторож и техничка. В следующем учебном году на работу планируют взять преподавателя английского. По образовательному стандарту у детей со второго класса должен быть иностранный.
- Более того, нужно придумать, как обеспечить ребёнка горячим питанием, – говорит Оксана Долгобородова. – Видимо, будем строить ещё и пищеблок.
Два года назад в здании сделали капремонт. Печное отопление заменили на электрическое. Купили и дизельный генератор – в Золотом ключе со светом перебои.
Связь в затерянном в тайге посёлке тоже плохая. Дозвониться до единственного преподавателя – Натальи Терентьевой – невозможно.
- Вообще она очень грамотный специалист, недавно даже получила высшее образование, хотя для работы с начальными классами хватает и среднего специального, – такую рекомендацию дали педагогу в РУО.
Молодых семей в посёлке больше нет. Поэтому через три года, когда Вика окончит начальную школу, на учебное заведение, вероятно, всё же повесят замок.
«На учителя ложится двойная нагрузка»
Начальная школа в посёлке Ардасан тоже долгое время работала для одной ученицы – Светы. Девочка после четырёх классов перевелась в среднюю – в соседнем населённом пункте. А в ардасанскую «началку» пришли сразу четыре ученика. Теперь там два класса – первый и второй и в каждом – по два ребёнка.
Все учатся в одном кабинете, параллельно. Сначала педагог, к примеру, объясняет первоклассникам сложение и вычитание, потом даёт самостоятельную работу и переключается на других детей – с ними проходит умножение и деление. И так – по каждому предмету.
Преподает в Ардасане 36-летняя Туяна Бадмаева. В малокомплектную школу она пришла работать из большой. Говорит, сложно было привыкнуть к тому, что урок нужно вести одновременно в нескольких классах.
- Получается, на учителя ложится двойная нагрузка. В обычной школе я бы готовилась только по одной теме для одного класса, а здесь – сразу для двух, – поделилась она.
Есть и другие нюансы. Например, первое время материал педагог объясняла, стоя у доски, но быстро поняла, что это отвлекает от самостоятельной работы других детей. «Теперь сажусь рядом с ребятами, потом перехожу к другим», – отмечает она.
Бадмаева в этой школе – и учитель, и директор, и завуч по учебной и воспитательной работе, а заодно – завхоз и кладовщик. После уроков и дополнительных занятий садится в свободный кабинет – всего их три – и начинает оформлять ведомости и отвечать на письма.
- Очень много бумаг, – говорит учитель. – Надо отработать за отдел кадров, проследить за поставкой продуктов для столовой и за тем, чтобы крыша не протекала. Помогает опыт в сельской администрации, где я два года занимала должность специалиста.
В школе ещё работают сторож и повар. В 2021-ом там даже оборудовали пищеблок. Теперь дети ежедневно получают горячие завтраки. После капитального ремонта провели электроотопление, а ведь ещё два года назад здание обогревали дровами. Вакансии уборщицы для малокомплектного учебного заведения не предусмотрено, потому полы моют все сотрудники.
- Обычно повар убирает у себя в пищеблоке, а сторож – в учебных классах, – объясняет Туяна Бадмаева. – Спасибо им. Сама бы я точно не справилась.
В Ардасанской школе дети никогда не опаздывают. В кабинете, где за партами сидят всего четыре человека, отсутствие даже одного будет заметно, да и дисциплинированные они не по возрасту. Не выучить урок тоже не получится – за 45 минут опросить успевают всех.
- Мне один взрослый как-то сказал: «Не повезло же этим детям. В большой школе, если не подготовился, можно надеяться, что тебя не спросят. А у вас такое исключено», – вспоминает Бадмаева. – Но на самом деле ребята воспринимают это скорее как плюс: они всегда с учителем в диалоге, могут что-то переспросить, если не поняли.
Правда, по большой школе ребятишки всё же скучают. По словам педагога, одна девочка, когда стала ездить в пятый класс в другой посёлок, призналась: «Наконец сбылась моя мечта учиться в многоэтажном здании. Чтобы ходить по лестницам, а на занятия возил автобус».
Старшеклассников из Ардасана каждое утро действительно доставляют в школу в улусе Тохой. При желании родители могут записать туда их младших братьев и сестёр. Но большинство предпочитают родную «началку». Детям, особенно малышам, тяжело вставать в шесть утра и ждать автобус на морозе.
Как и Золотой Ключ, Ардасан – посёлок лесозаготовителей. Сегодня там насчитывается всего около тридцати домов. Раньше была развитая инфраструктура – клуб, фельдшерский пункт, библиотека. Сейчас рабочие места остались только в образовательном учреждении. Местные уверены: если школу закроют, отсюда уедут последние жители.