Начальник отдела городского дизайна комитета по архитектуре и градостроительству администрации Улан-Удэ Даши Анчиров рассказал infpol.ru, почему столица Бурятии так долго жила в какофонии наружной рекламы, что в ней меняется уже сейчас и как бизнес реагирует на новые требования.
По словам эксперта, дизайн-код позволит навести порядок в хаотичном размещении рекламных и информационных конструкций, гармонизировать внешнее оформление фасадов зданий, что благоприятно отразится на имидже города и его архитектурном облике.
Отчасти весёлое, местами плачевное
— Даши Дымбренович, что мы имеем сегодня относительно наружной рекламы в Улан-Удэ? Как бы вы охарактеризовали наш город?
— До 2018 года у нас не было порядка в согласовании информационных конструкций и рекламных вывесок. Их размещение никак не регулировалось на муниципальном уровне.
Сейчас состояние визуального оформления в Улан-Удэ я бы назвал в меру отрегулированным, отчасти необузданным и весёлым, а местами довольно плачевным. Особенно в отдалённых микрорайонах, куда наши руки не всегда доходят. Сложная в этом плане ситуация на участке улицы Смолина, где довольно активная предпринимательская деятельность. Здесь много торговых и иных предприятий, и не всё соответствует требованиям архитектурно-художественной концепции — дизайн-кода. Такая же непростая ситуация на Элеваторе, улице Сахьяновой и других участках города.
— В начале года завершилась разработка пилотной архитектурно-художественной концепции внешнего облика улиц. Какие улицы в неё вошли?
— На самом деле над этой концепцией мы задумывались и начинали работать ещё в 2018 году. К сожалению, наши планы сорвались, потому что мы опрометчиво взялись за весь город — такой объём охватить сложно. В 2019 году концепцию должны были сдать, но наш подрядчик не справился. В 2020 году не получилось по объективным причинам: начался ковид и сократилось финансирование. В 2021 году по муниципальной программе «Осуществление градостроительной деятельности в г. Улан-Удэ» разработана концепция на двух участках: первый — это улица Смолина — от пересечения с улицей Борсоева до пересечения с Советской; второй — это гостиница «Бурятия» и торговый центр «Сибирь». Архитектурная концепция, проще говоря, это паспорта фасадов — то, как они должны быть оформлены. Всего таких объектов 24.
— Каковы требования концепции? Что и когда изменится?
— Концепция направлена на решение проблемы хаотичного и без учёта архитектурных особенностей оформления фасадов зданий. При её подготовке проводились общественные обсуждения с участием разработчиков концепции, архитекторов, общественников, депутатов горсовета, собственников помещений и арендаторов. В концепции даны типовые решения — как, в каком количестве и где должны располагаться рекламные вывески, какова их типология. Даются рекомендации по цветовому решению вывесок. Все требования основаны на опыте регионов, которые их уже внедряют.
Сейчас мы уточняем сроки приведения конструкций в порядок, но, сами понимаете, всё подорожало — материалы и рекламные услуги. Поэтому мы дадим предпринимателям каникулы до 2023 года. Хотя многие из них уже обращаются к нам за концепцией, она востребована. Например, в этом году переделывать свой внешний облик будет один банк. Один салон связи и магазин уже поменяли свои вывески. Заинтересована в этом и известная торговая сеть. Много мелких предприятий спрашивают, как им оформить свои фасады. Особенно активны домоуправляющие организации, потому что они собственники фасадов и не хотят, чтобы чья-то предпринимательская деятельность как-то ухудшала их внешний вид.
Траты не равно эффективность
— Встречаете сопротивление среди предпринимателей? Ведь многие из них, судя по всему, считают, что чем масштабнее и ярче вывеска, тем больше клиентов она привлечёт.
— В целом предприниматели относятся к этой идее положительно, за исключением некоторых. Многие вывески предприятий находятся в аренде у собственников помещений, что осложняет работу. На Смолина есть здание, где всего один вход и несколько помещений с разными предприятиями. Много сложностей от равнодушия собственников зданий и помещений.
Вообще я рад, что мы наконец-то к этой концепции пришли. Она даёт возможность увидеть, как всё должно быть. Её нужно довести до каждого. Главное, чтобы эта работа не затухала, и тогда будет результат — красивый ухоженный город вместо визуальной какофонии.
Вывеска должна быть достойной, уместной и гармонично вписываться в среду. Необязательно делать кричащую громоздкую конструкцию, достаточно 30–40 см — такая вывеска читается легко. Есть много в этом плане положительных примеров, достаточно пройти по улицам нашего города. Это образцы ответственного отношения к внешнему облику своего предприятия. Горожане благодарны за это.
В этом году двух собственников фасадов мы наградили почётными грамотами и благодарственными письмами от комитета за образцовое содержание фасадов. Думаю, ко Дню города выберем ещё кого-нибудь для награждения.
«Это наше пространство, наш дом!»
— Ваша специальность — живопись. Расскажите, что привело вас к работе в комитете по архитектуре и как давно вы в нём работаете.
— В 2015 году друг порекомендовал мне поучаствовать в объявленном конкурсе на замещение вакантной должности начальника отдела городского дизайна — главного художника города. До этого после окончания института я преподавал по своей специальности.
В муниципалитете нет такого — «умеешь, не умеешь». Тут, если ввязался в работу, должен уметь всё. Твоя профессия расширяется от юриста до проектировщика-конструктора. Мы даже сметы сами считаем (улыбается). Такое разнообразие мне по душе, оно развивает тебя за пределами той профессии, на которую ты выучился. А живопись я не забросил, пишу для себя постоянно.
— Каким вы видите идеальный Улан-Удэ, или иначе – город вашей мечты? Что ещё хотели бы в нём изменить?
— Важно также сохранить историческую часть города, подлатать её, благоустроить под современные требования нашей жизни, чтобы такие здания не оставались законсервированными. Может быть, открывать там какие-то художественные мастерские — делать всё, чтобы эти дома работали. Мне, например, очень нравится гулять по нашим старым улочкам, чем проходить между новыми многоэтажками.
Хотелось бы, чтобы город стал уютным, чтобы в каждом его уголке и дворе всё было сделано качественно и добротно. Такие места у нас есть, но их должно быть больше. Чтобы не было ни одного необработанного бесхозного метра и всюду чувствовались хозяйская рука и любовь к городу.
— Успехов в воплощении задуманного!
— Благодарю!
А что думают горожане?
Мы провели опрос в социальной сети, где попросили пользователей высказаться о наружной рекламе в Улан-Удэ. Вот как распределились голоса.
- Привести все вывески в единый стиль (цвет, размеры) — 27 %
- Сменить не только вывески, но и фасады (убрать сайдинг, дешёвый пластик) — 58 %
- Пусть останется так, как есть — 14 %
- Свой вариант в комментариях — 1 %
Также у пользователей была возможность выразить своё мнение в комментариях.
— Это дополнительные затраты на бизнес, оставить как есть, но, возможно, нужны рекомендации на будущие проекты рекламы.
— Оставить как есть. Это меньшее из зол. Не самое лучшее время для дополнительных затрат и бюрократической нагрузки.
— Вообще убрать всю рекламу.
— Затраты надо возложить на тех, кто эту рекламу заказывает.
— Все вывески должны быть переведены на бурятский язык и желательно оформить их в этностиле.
— Запретить латиницу.
Вот что думают улан-удэнцы, которых мы опросили на самой оживлённой улан-удэнской улице — Ленина.
«Перекрикивая» друг друга»
Ирина, 41 год:
— Наш город и без того не отличается красивой архитектурой, единым стилем и гармонией, так ещё и реклама создаёт визуальный бардак. Я только «за», если речь идёт о создании общих требований к наружной рекламе. Только ещё бы привести сами фасады в порядок, убрать висящие провода, обшарпанность и подтёки. Понимаю, что сложно красиво оформить, например, единственный вход в здание, в котором находятся несколько торговых точек и офисов. Но, думаю, даже в этом случае можно найти выход, не «перекрикивая» друг друга вывесками.
«Узнают не вывески, а качество»
Аяна, 36 лет:
— Было бы неплохо убрать пёстрые баннеры с некоторых магазинов — они делают их вид дешёвым и больше отпугивают, чем привлекают. Уважающие себя предприятия оформляют свои входные группы со вкусом, сдержанно и стильно. Узнаваемыми их делают не броские вывески, а качество товаров и услуг. Оформление разного рода акций в духе «Заходи, налетай! Всё по 100 покупай!» давно не в моде и попахивает сельской ярмаркой.
«Уродует исторические здания»
Дмитрий, 37 лет:
— Я не против яркой и разной рекламы, если она вписывается в тот или иной фасад. Но уж очень уродует она исторические здания Улан-Удэ. Если это, к примеру, дом какого-нибудь верхнеудинского купца, то и рекламу оформить можно соответственно. А сайдинг на стенах старых домов вообще смотрится как нечто инородное. Сейчас нужный магазин или заведение даже приезжим легко найти в приложении на смартфоне. При этом не надо ориентироваться по самым броским вывескам.