Большой материал, посвященные теме загрязнения вод Байкала частицами микропластика, опубликовало РИА Новости.
Издание сообщает, что с начала пластмассового бума в 1950-х годах и до наших дней в мире было произведено около 8 миллиардов тонн пластиков. Сегодня две трети из них находятся на свалках. Оттуда они неизбежно ветрами, ручьями и реками, а также живыми существами распространяются по всей планете, поступая, в том числе, и в озера, где постепенно распадаются на частицы.
Старший научный сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии Биофака МГУ Михаил Колобов рассказал, что, попадая в окружающую среду и разрушаясь, частицы становятся опасными из-за приобретаемых ими новых свойств.
- Микропластик содержит в молекулярной структуре гидрофобные группы и способен аккумулировать токсичные органические вещества: полихлорированные бифенилы, пиретроиды, а также тяжелые металлы, - пояснил он.
Причем концентрация собранных на микропластике стойких органических соединений может в итоге стать намного выше, чем в окружающей среде.
В результате, говорит ученый, возникают ядовитые капсулы, способные переносить токсичные вещества. Это явление получило название «экокороны». К тому же, в водной среде частички обрастают бактериальной пленкой и микроводорослями, становясь неотличимыми от естественных пищевых объектов для водных обитателей: планктона, мальков или фильтрующих воду моллюсков. Таким образом формируется ложная пищевая частица.
- Съев ее, организмы не только рискуют погибнуть от непроходимости кишечника или токсического отравления, но и передать весь токсичный набор далее по пищевой цепи более крупным существам. В конечном итоге и люди, потребляющие в пищу морепродукты и рыбу, рискуют столкнуться с токсическим отравлением, - подчеркнул Колобов.
Ситуация в России в целом пока лучше, чем в Европе и Азии. Однако мы быстро нагоняем «лидеров», и Байкал не остался в стороне.
- По нашим исследованиям, среднее количество микропластика в поверхностных водах Байкала за последние пять лет выросло в 1,5 раза, - рассказал Колобов.
Команда ученых из МГУ, проанализировав воду в районе пролива Малое море, установила, что средний показатель присутствия микропластика там составил 42 тысячи единиц на квадратный километр. Это высокий уровень, сопоставимый с водоемами, находящимися рядом с мировыми промышленными мегаполисами, например, в канадско-американском регионе Великих озер.
Похожее исследование было проведено командой проекта российского отделения Гринпис «Ноль отходов». Они изучили воду Байкала вблизи нескольких поселков в Бурятии и Иркутской области. Из четырех тысяч фрагментов мусора, которые собрали там активисты, 90% составили одноразовая пластиковая тара и посуда. Выяснилось, что наиболее распространенные изделия, которые горе-туристы выбрасывают в Байкал, это ПЭТ-бутылки и крышки от них (20%), пластиковые пакеты (тоже 20%) и окурки (8%). Еще 9% токсичного мусора пришлось на пенопласт.
Эксперт Биофака МГУ выразил уверенность, что задачу загрязнения Байкала пластиком быстро решить не удастся.
- Неприятный факт, но в природной среде уже накоплено огромное количества пластика, который в будущем неизбежно продолжит расползаться по планете, разносимый ветрами, реками, океанскими течениями и даже животными, переносящими его в своих желудках. Контроль за загрязнением пластиком Байкала - это не разовая, а системная, регулярная и долговременная задача, - подчеркнул Колобов.
Он также скептически относится к перспективе достать пластик, который уже попал в Байкал.
- Часть его уже захоронена на больших глубинах. Это касается полимеров, которые тяжелее воды и быстро тонут - АБС-пластики, ПВХ, полиуретан, акрил, нейлон, капрон, поликарбонат и даже ПЭТ, из которого изготавливаются пластиковые бутылки. Плавающие пластики, такие как полиэтилен, полистирол и полипропилен, выбрасываются на берег и захораниваются в грунте, либо превращаются в тот самый трудноуловимый микропластик, - пояснил он, согласившись, что единственным реальным способом помочь озеру является максимальное ограничение попадания нового пластика в Байкал.