долги
6135

Коллекторский беспредел. Как общаться со взыскателями долгов?

Что делать должнику в случае угроз и настойчивых телефонных звонков

Фото: pixabay.com

За время пандемии многие граждане остались без работы и не имеют возможности платить по ранее взятым кредитам. Зато работы прибавилось у взыскателей долгов. Мы спросили нашего эксперта, адвоката Андрея Андреева, как действовать должнику, когда его донимают коллекторы, и как защитить себя и своих близких от недобросовестных взыскателей.

Информировать, а не выбивать

- Андрей, как должнику следует вести себя при угрозах коллекторов по телефону? Как вести диалог и можно ли избавиться от навязчивых звонков?

- Если коллекторы оказывают на вас психологическое давление, запугивают, в том числе по телефону, во-первых, не паникуйте, не кричите на них и не угрожайте им. Не стоит поддаваться на провокации, обещать вернуть всё в кратчайшие сроки, если у вас нет такой возможности.

Во-вторых, запомните - вы не обязаны вести диалог и не обязаны впускать коллектора в свой дом. Коллекторские организации могут взаимодействовать с должником только путём личных встреч и телефонных переговоров (ч. 1 ст. 4 Закона N 230-ФЗ). Если коллекторы превышают свои полномочия, в частности пытаются изъять у вас имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют и т.п., не прерывайте беседу, а запишите её на диктофон, который сейчас есть в любом мобильном. За это коллекторское агентство может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

По закону коллекторы могут только информировать должника о состоянии долга. Выбивать долги они не правомочны, им такого права не дано. Должник вправе встречаться и вести переговоры с коллекторской организацией только через своего представителя – адвоката.

Вы можете вовсе отказаться от общения с коллектором. Для этого коллекторской организации нужно направить письменное заявление через нотариуса. Заявление направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путём вручения под расписку.

- Чем для коллекторского агентства чреваты такие нарушения?

- При выявлении даже однократного грубого нарушения закона, повлекшего вред здоровью, угрозу жизни или вред имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из госреестра и лишиться права на свою деятельность. Те же последствия возможны, если коллекторская организация неоднократно в течение года не выполняет предписания ФССП и нарушает требования законодательства о порядке возвращения долгов.

Можно отказаться от общения

- При каких условиях коллекторы не имеют права встречаться с должником?

- Недобросовестные взыскатели могут превысить свои полномочия, в частности, пытаться изъять у вас имущество, вести себя агрессивно, угрожать, унижать и оскорблять вас, и даже пытаться применять физическую силу. В таком случае прекратите общение и немедля вызовите полицию. Владелец квартиры может не открывать дверь коллектору — это абсолютно законно. Более того, есть несколько условий, по которым коллекторы не имеют права встречаться с заёмщиком:

  • заёмщик написал отказ от личного взаимодействия с коллекторским агентством;
  • заёмщик передал взаимодействие с КА своему адвокату;
  • заёмщик недееспособен или с ограниченной ответственностью;
  • у заёмщика инвалидность I группы;
  • заёмщик проходит лечение в стационаре;
  • заёмщик объявил себя банкротом.

Не звони мне, не звони!

- Сколько раз в день коллекторы могут звонить должнику? Имеют ли они право звонить его родным, знакомым и коллегам?

- Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни с 8.00 до 22.00, а в выходные и нерабочие праздничные дни - с 9.00 до 20.00 по местному времени - по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации.

Также ограничивается частота взаимодействия коллекторов с должником:

  • личные встречи допустимы не более одного раза в неделю;
  • телефонные переговоры - один раз в сутки, два раза в неделю, восемь раз в месяц;
  • телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи - два раза в сутки, четыре раза в неделю, шестнадцать раз в месяц.

При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров с вами, а также запись сообщений по сетям электросвязи.

Коллекторы имеют право звонить должнику не более двух раз в неделю, только в дневное время. Они не имеют права сообщать о долге родственникам и коллегам лица, допустившего просрочку.

Что допустимо, а что нет

- Что могут делать коллекторы в рамках своих полномочий, а что не имеют права?

- Коллектор имеет право:

  • личных встреч и телефонных переговоров (непосредственное взаимодействие);
  • направлять телеграммы, сообщения по электронной почте, СМС-сообщения и др.;
  • почтовых отправлений по месту жительства должника или по месту его пребывания.

Коллектор не имеет права:

  • Угрожать;
  • Хамить;
  • Применять силу;
  • Превышать количество встреч и телефонных звонков.

Если у вас возникли вопросы, вы можете обратиться в юридическое агентство ООО “АНГИС”:

  • Запись на консультацию к адвокату: 89025316303.
  • Также вопросы принимаются на почту: da_ria87@mail.ru.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях