Сохраняя традиции
5026

Артистка из Бурятии создала студию этно-танца и прославила ее на всю Россию

Любительский коллектив «Буин Хан» объединил представителей разных национальностей

Фото: архив студии этно-танца «Буин Хан»

Эржена Буянтуева 13 лет проработала в театре «Байкал». После переезда в Санкт-Петербург она оставила сцену: выучилась на экономиста и пошла работать в банк. Шли годы. Эржена тосковала по Бурятии и чувствовала, что хочет показать миру красоту кочевых народов, познакомить людей с родной культурой и традициями. Так она решила создать студию этно-танца «Буин Хан» — любительский коллектив, в котором каждый номер — это признание в любви к малой родине. 

За десять лет существования «Буин Хан» вырос из маленькой детской студии танца в большой коллектив любителей разных возрастов, национальностей и профессий. Эржена Буянтуева поведала, в чем секрет успеха ее студии. 

Дальше рассказывает сама героиня.

«Показать миру нашу красоту»

Я проработала в банке около девяти лет. За эти годы успела понять, что все-таки я творческий человек. В театре «Байкал» я все же больше была исполнителем, а здесь почувствовала, что хочу показать миру нашу красоту: эти необъятные степи, Байкал, культуру кочевых народов. Свою картинку. 

После переезда в Санкт-Петербург я заметила, что моя старшая дочь начала отдаляться от родины, и так у меня появилась идея создать студию этно-танца, где дети смогут познакомиться со своими земляками, ближе узнать свою культуру. Я чувствовала, что просто не могу не передать опыт детям, которые растут вдали от родины. 

Так в 2011 году на базе буддийского дацана в Санкт-Петербурге появилась наша студия — «Буин Хан». Первыми воспитанниками были дети до 13 лет — буряты, калмыки и тувинцы. Я долго не могла выбрать название для студии и решила посоветоваться с настоятелем дацана. Он предложил назвать «Буин», что в переводе с бурятского, монгольского, тувинского и калмыцкого означает «добродетель». Мне понравилось, что название будет понятно всем, а поскольку я занималась с детьми, решила добавить частичку «хын» («маленькие»). Так студия получила название «Буин Хын» — «маленькие добродетели». Со временем мы изменили «хын» на «хан».

В 2013 году я переехала в Москву, но и здесь решила продолжать свое дело. И вот уже восемь лет мы работаем на базе культурного центра «Новослободский». За это время состав студии стал более разнообразным: сейчас у нас есть и русские, и корейцы, и французы. Все простые любители: дети и их родители, студенты, работающая молодежь. Сегодня «Буин Хан» — один из немногих любительских коллективов, который удостоился звания Московского городского творческого коллектива. Для нас это большая гордость. 

Все своими руками

Мы занимаемся два раза в неделю. Казалось бы, немного, но сейчас я могу с уверенностью сказать, что мы вышли на почти профессиональный уровень. Наверное, это потому, что все делается своими руками и с любовью к деталям. 

Мама моего мужа сама обшивает весь коллектив, а ребята занимаются отделкой. Обшиваем костюмы бисером, изготавливаем головные уборы, накостники. Это сложно, но очень интересно и полезно для самих участников. Благодаря этому ребята узнают, что такое бурятская шапка и из чего она состоит, как шить тобшо — пуговицы — и что они символизируют. 

Наша студия — это дружба и взаимопомощь. Ребята помогают друг другу, когда шьют костюмы, репетируют, готовятся к концертам. Живя в мегаполисе, найти время для занятий — это титанический труд. Но они его находят, и когда видят конечный результат — наши костюмы, номера, концерты, — они в восторге. Я счастлива, когда вижу их на сцене. 

Самый массовый ёхор в Европе

За десять лет существования «Буин Хана» мы провели пять сольных концертов на разные темы. Первый — «Шелк. Бубен. Молоко» — это колоритная захватывающая концертная программа, в которой мы хотели рассказать о быте, культуре и традициях кочевых народов, где каждый танец имеет свою историю. 

Второй проект назывался «Дрожь в безумии танца». В нем мы показали  энергию народных танцев монголов, бурят, калмыков и тувинцев. У каждого она своя, так что номера вышли очень разнообразными, а зрители были в восторге. 

Третий проект, экспериментальный, состоялся на огромной площадке в ночном клубе. Это был синтез современности и традиций в танце. Получилось очень здорово! Мы провели самый массовый ёхор в Европе и самый большой флешмоб по калмыцкому танцу. 

В четвертом проекте мы показали многонациональность и многогранность «Буин Хана». У нас в составе не только представители разных национальностей и возрастов, но и люди разных профессий. Аналитики, экономисты, финансисты, журналисты — все на одной сцене показали, что люди любой профессии могут танцевать, не терять связь со своей родиной, своей культурой. Это объединяет. 

Наш пятый концерт «Желтая степь» прошел буквально на днях. Это первая часть большого проекта, где каждый концерт будет посвящен времени года и своей теме. «Желтая степь» — это осень, это тоска по родине. Концерт повествует о том, что в большом мегаполисе каждый занят своим делом и иногда мы забываем о родине, но внезапно какие-то нотки, какие-то детали заставляют вспомнить, где ты родился, к какому народу принадлежишь. «Желтая степь» — это про связь с потомками, про рождение и перерождение, про тоску по малой родине. 

Возврат к корням

Мне кажется, что показывать культуру кочевых народов на всероссийском уровне очень важно. Наша культура тесно связана с природой, а людям, живущим в мегаполисах, этого не хватает. Мир уходит в цифру, а человеку нужна связь с природой. 

Сначала на концерты «Буин Хана» ходил узкий круг зрителей. В основном наши земляки, родные и друзья участников студии. Сейчас 60 % зрителей — это сторонние люди, которые не имеют ничего общего с культурой кочевых народов. Москвичи, иностранцы, гости столицы. На наших концертах они плачут и не могут объяснить, отчего. После выступлений часто говорят: «Мы ничего не понимали, но по щекам текли слезы». 

Потому что это возврат к природе, к земле, к корням. И он нужен не только нашим землякам, но и сторонним людям. Культура кочевых народов настолько ясна и понятна, настолько связана с миром природы, что любой зритель чувствует все, что мы хотели до него донести. 

Наш последний концерт прошел с большим успехом. Мы боялись, что не соберем зал и продадим около 500 билетов, но продали больше тысячи, и у нас был настоящий аншлаг! 

Расширение горизонтов

Сейчас мы продолжаем работать над большим проектом по временам года. Следующая часть будет посвящена зиме, занимаемся ее наполнением. Конечно, наметки уже есть, но раскрывать детали пока не буду. 

А вообще очень хочется показать нашу культуру не только в России, но и за рубежом. Когда люди видят красоту нашей культуры в танце, насколько все это правильно и лаконично, они просто в шоке. 

Многие до сих пор не имеют представления, что у нас в России есть такая культура, поэтому очень хочется показать нашу красоту миру. Мы пополняем состав, расширяем нашу географию и ставим новые национальные танцы. Так что в планах — только расширять горизонты!

Автор: Александра Муромцева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях