Главный врач больницы Вячеслав Максаров рассказал, как району удалось победить коронавирус, какой опыт дала врачам война с пандемией и в чём сложности и особенности работы с сельским населением.
- Уважаемый Вячеслав Содномович, чем текущий год отличился от предшествующих? С какими достижениями встречаете профессиональный праздник в этом году?
- 2022 год для нас без преувеличения ознаменовался тем, что мы справились с ковидом в Кижингинском районе. Это ожидаемый результат нашей борьбы с пандемией, четкая организация работы, самоотверженность медработников и остального персонала. Ключевую роль сыграла вакцинация населения от ковидной инфекции. Была организована массовая вакцинация, партия до 500 - 800 доз расходовалась за один день, так что в начале кампании по вакцинации была большая проблема их нехватки.
Мы не тратили драгоценное время на споры с так называемыми «антиваксерами», кому надо, объясняли необходимость прививаться. А противники вакцинации, когда летом пришла третья волна пандемии, сами требовали вакцину. Это была волна, отличающаяся огромной заболеваемостью даже среди относительно молодого населения и высокой смертностью. Заболевали и умирали беременные женщины, чего не было раньше. Была критическая ситуация с реанимационными койками и кислородом для тяжёлых больных. Не легче было и осенью, в четвертую волну.
- Насколько вакцина эффективна против ковида?
- Мы на примере своего района доказали, что прививки спасают от ковида. Человек может заболеть после вакцинации, но перенесет инфекцию в относительно легкой форме и спасется от смертельного исхода. Надо признаться, что лекарства от ковида нет! По нашему району в третью и четвертую волны отмечалась самая низкая численность больных, заболевших НКВИ COVID-19. Легко посчитать умерших больных, а сколько людей остались жить благодаря вакцине.
- Какой опыт приобрели за два года пандемии?
- Наше здравоохранение ещё сохраняется и держится на врачах, фельдшерах и медсестрах советского периода нашей истории. Мы готовились как специалисты двойного назначения, гражданского и военного времени. Работа в пандемию была настоящей войной. Мы впервые встретились с этой напастью, когда случилась первая волна в Могсохоне. За 20 - 25 дней очаг был полностью ликвидирован. Наши врачи и фельдшеры не допустили смертности на дому или поздней госпитализации. Контактные лица своевременно находились, а больные получали лечение. Отдельное спасибо волонтерам нашего района, доставлявшим лекарства и продукты амбулаторным больным на дом.
- Какие отрицательные моменты в борьбе с пандемией хотели бы отметить?
- Коллектив больницы успешно справился в борьбе с ковидом. При этом была задействована только часть персонала. Большую часть пришлось содержать из-за закрытия плановых приемов и госпитализации. Наша больница потеряла часть финансирования. Из-за ковидных ограничений и малого количества ковидных больных мы не смогли «заработать». Нельзя было допускать взвинчивания цен на самое необходимое: медикаменты, расходные материалы и медицинское оборудование.
- И всё-таки чем знаменателен этот год для вас?
- Полной уверенностью, что с ковидом можно справиться. Этой весной я впервые застал дома цветение сакуры в нашем саду. Кустик сакуры я посадил два года назад.
- Какие планы на будущее у коллектива?
- Время «после ковида» особое, можно сказать, «послевоенное». Надо вернуться к плановой работе. Появилась отдельная категория больных - перенесшие ковид. Из-за ограничительных мероприятий пострадала помощь хроническим больным, диспансерным категориям. Люди отвыкли обращаться в поликлинику - есть опасение столкнуться с больными людьми.
С апреля мы решили провести «ревизию» нашего населения. Началась кампания подворовых обходов с целью выяснения прописанных в районе, фактически проживающих, прикрепленных к ЦРБ и т. д. Заодно решили провести анкетирование по медицинской части. Так, в прошлом году нам позвонили продавщицы одного из магазинов и сообщили, что «ходит беременная женщина и покупает спиртное, не состоит на учете в женской консультации». Другой аноним сообщил, что по такому-то адресу живёт беременная, не состоит на учёте, вся отёкшая и с повышенным давлением. Поэтому в анкете есть и вопрос о беременности. К слову, наша женская консультация немедленно выявила этих женщин, обследовала и поставила на учет. Во втором случае все могло бы закончиться плачевно, так как у женщины диагностировали преэклампсию. Так что мы благодарны нашим жителям за неравнодушие, даже в виде анонимных звонков!
Одним из поводов для проведения подворовых обходов была большая разница прописанного и фактически проживающего населения в районе. Это характерно для большинства сельских районов республики, но для Кижинги особенно. Многие проживают в основном в Улан-Удэ, но оставляют прописку в районе и не прикрепляются к поликлинике по месту фактического проживания. Заведомо ставят себя в социально опасное положение, без профилактической и плановой медицинской помощи.
Медицинская помощь на этапе неотложной или экстренной помощи сопряжена с огромными рисками, такими как это инсульты, инфаркты, острая хирургическая патология. Так, при анализе умерших жителей района за 2020 - 2021 годы от всего количества 30 - 36 % фактически не проживали постоянно в районе. Статистика смертности ведется по регистрации по месту жительства.
- Можете поделиться с результатами этой работы?
- На сегодня первый этап - обходы с заполнением анкет и вводом в электронную таблицу - завершен в большей части населенных пунктов района. По его результатам проведены выездные консультации бригады врачей в селах Сулхара и Хуртэй. Работают две бригады в составе райтерапевта, кардиолога, хирурга, акушера-гинеколога, акушерок, эндоскописта, стоматолога, невролога, эндокринолога, врача УЗИ, а также передвижной медицинский комплекс для онкоскрининга женщин и при необходимости передвижной флюорограф. Недавно в Сулхаре отработала вторая бригада врачей. В пятницу планируется выезд в Новокижингинск.
Анализ полученных данных показал, что многие жители, проживающие в других селах района, имеют старые полисы или живут вовсе без них, даже со старыми советскими паспортами. Много сельчан не прикреплены к ЦРБ. Мы сверяем списки диспансерных больных и лиц, прошедших ФЛГ, ММГ и так далее. Находим людей, нуждающихся в консультации специалистов, в обследовании и лечении.
Отмечу неожиданную положительную реакцию нашего населения на эту работу. Наши сотрудники на себе почувствовали уважение и признательность людей. И на моих встречах с населением, на приемах по личным вопросам неоднократно звучали слова благодарности.
- Вячеслав Содномович, вы как организатор здравоохранения с большим стажем, практикующий врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, скажите, что осталось в памяти за последние годы работы.
- Я седьмой год работаю в районе. Ранее заведовал реабилитационным отделением инфарктных больных БСМП в Сотниково (бывшие обкомовские дачи), далее трудился главным врачом городского кардиологического диспансера (Городская больница № 1) на Верхней Березовке. В связи с реорганизацией путем присоединения к РКБ имени Семашко уволен по сокращению штатов, затем было предложено возглавить Кижингинскую ЦРБ.
Сельские медики работают на передовой, в поле. Должны быть готовы к любым случаям заболевания или травм у взрослых и детей. Сельская медицина - это амбулаторные и стационарные больные, инфаркты и инсульты, разные травмы, роды и аборты, дети и взрослые. Что не забывается, так это многочисленные статьи «о зверствах врачей» на целую страницу в каждой газете. К сожалению, никто не застрахован от ошибок. Каждая ошибка разбирается, в том числе правоохранительными органами, и это не должно быть предметом черного пиара и сведения счетов.
Пандемия сделала врачей героями. Надолго ли?