С конца февраля цены на бензин в России практически не изменились, что выглядит как парадокс: в предыдущие 15 лет розничная стоимость топлива непрерывно росла. Это происходит на фоне значительного падения оптовой цены, которая с начала года уменьшилась примерно на треть.
О том, почему бензин для населения не дешевеет, получают ли нефтяники сверхприбыль и стоит ли ждать падения цен, — в материале «Информ Полиса».
Большая разница
В январе оптовая цена топлива достигла 51,9 тысячи рублей за тонну АИ-92 и 55 тысяч рублей за тонну АИ-95, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. При этом в начале июня эти показатели составили 36,6 и 40,7 тысячи рублей за тонну соответственно. То есть оптовая стоимость бензина упала почти на треть.
Однако, по данным Росстата, розничная цена бензина остается стабильной и с конца 2021 года даже возросла в пределах 0,2–0,5%. В последнее время наблюдается незначительное удешевление, но темпы его микроскопические — порядка 0,1% в неделю. Для сравнения: оптовая цена в последнюю неделю мая снизилась сразу на 5%.
Классификация цен на топливо:
Отпускные — для оптовиков, которые покупают топливо на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Оптовые — для АЗС.
Розничные — для автовладельцев.
Так, в начале января средняя цена литра АИ-92 на российских АЗС составляла 47,4 рубля, а в начале июня цена держится на уровне 47,6 рубля. Пиковые цены фиксировались в феврале, когда цена доходила до 47,9 рубля. С апреля сети заправочных станций снижают цены, но далеко не так активно, как это делают оптовые поставщики топлива.
Лишь за последнюю неделю цена АИ-92 на бирже снизилась на 5,2%, а бензин марки АИ-95 подешевел до 40,7 тысячи рублей за тонну (на 5,4% за неделю).
Стоит отметить, что дизельное топливо теряет в цене гораздо медленнее: за неделю цена летнего дизеля снизилась на 1,8% и составила 53,5 тысячи рублей за тонну.
Повышенное предложение
Мы спросили финансиста Евгения Марчука о причинах возникшего парадокса в виде существенного разрыва между ценами оптового и розничного бензина.
— Цена литра топлива формируется из себестоимости добычи нефти, акцизов и налогов, переработки и логистики доставки, торговой надбавки. Налоги и акцизы составляют 60–70% от цены. Предельная наценка на топливо в нашей стране не регулируется, при этом действует демпфирующий механизм. Если объяснять простыми словами, то государство доплачивает нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в случае высоких цен на нефть и изымает дополнительные доходы в бюджет в случае низких. Это было сделано для того, чтобы экспорт не был рентабельнее сбыта внутри страны. Однако текущая ситуация, когда экспорт сильно ограничен санкциями, привела к повышенному предложению топлива на внутреннем рынке и снижению его оптовой цены, — объясняет он.
Марчук отмечает, что АЗС зарабатывает на разнице между оптовой и розничной ценой.
— Безусловно, они больше чем кто-либо другой заинтересованы в том, чтобы эта разница была выше. Но также стоит помнить, что АЗС находятся «на рынке» и розничную цену нужно делать ниже, чем у конкурентов. Сейчас можно делать разные выводы о том, сколько зарабатывают АЗС, однако стоит учитывать, что последние два года АЗС (особенно независимые) имели отрицательную маржу. Логично, что никакого смысла снижать свои цены сейчас у них нет, потому что неизвестно, сколько они смогут зарабатывать в будущем. А дополнительная прибыль, которую они получают сейчас, не иначе как премия за ранее упущенное, — считает финансист.
Осеннее снижение
Возвращаясь к отсутствию корреляции между оптовыми и розничными ценами, финансист Евгений Марчук говорит, что нужно учитывать специфику долгосрочных контрактов, когда между оптовой закупкой и реализацией в рознице может пройти немало времени.
— Скорее всего, мы можем увидеть розничные цены ниже ближе к осени, когда заканчивается период отпусков, при условии, что внешняя и внутренняя конъюнктуры изменятся не сильно. Если говорить о доходах АЗС в цифрах, то в начале года с каждого литра АИ-92 они зарабатывали около 5 рублей, а сегодня разница выросла примерно до 15 рублей. Ответить однозначно на вопрос, хорошо это или плохо, я не возьмусь. Потому что в стране, где последние 15 лет цена топлива постоянно росла, «замороженные» полгода цены — это уже хорошо. Ну и если опять же глубоко копать, то можно заметить, что розничные цены не растут вместе с оптовыми, но и не падают вслед за ними, когда те снижаются. Никто ведь не задавался такими вопросами последние два года, когда АЗС были около нуля или в отрицательной марже, — добавляет наш собеседник.
По словам финансиста, для того, чтобы сделать глубокую оценку и выводы, нужно окунуться в специфику работы АЗС.
— А именно в ту ее часть, где на одной стороне «играют» независимые (частные) АЗС, а на другой — входящие в вертикально-интегрированные холдинги. Сравнивая их, мы увидим, что они изначально работают в неравных условиях. Также сегодня много говорят о стоимости литра топлива у нас, в Европе или США. Однако, если вы хотите посчитать или сравнить цены корректно, попробуйте учитывать не стоимость литра топлива, а отношение этой самой стоимости к месячному доходу. Сколько литров бензина можно купить на месячный доход? Ответив на этот вопрос, можно понять, где топливо наиболее доступно. Считайте и делайте выводы сами, — предлагает Евгений Марчук.
В начале июня Европейский союз принял шестой пакет антироссийских санкций, который в числе прочего предполагает существенное сокращение импорта сырой нефти (в течение полугода) и нефтепродуктов (в течение 8 месяцев). Запрет касается поставки нефти и ее продуктов танкерами, что является основным способом экспорта такого сырья из России в ЕС, а также по трубопроводам. Исключение оставлено для ряда зависимых от России стран Восточной Европы, которые смогут получать нефть по трубопроводу «Дружба».
Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 10 января 2022 года, по данным Росстата (рублей за литр):
|
Бензин |
В том числе |
Дизельное |
||
марки АИ-92 |
марки АИ-95 |
марки АИ-98 и выше |
|||
Россия* |
50,42 |
47,40 |
51,29 |
59,42 |
54,37 |
ДФО |
53,39 |
51,36 |
53,42 |
58,98 |
62,69 |
Бурятия |
51,64 |
47,98 |
50,57 |
59,32 |
56,62 |
Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 3 июня 2022 года, по данным Росстата (рублей за литр):
|
Бензин |
В том числе |
Дизельное |
||
марки АИ-92 |
марки АИ-95 |
марки АИ-98 и выше |
|||
Россия* |
50,61 |
47,23 |
51,27 |
60,12 |
54,42 |
ДФО |
53,24 |
51,01 |
53,12 |
59,65 |
61,12 |
Бурятия |
51,13 |
47,75 |
50,55 |
59,08 |
56,32 |
* Средняя потребительская цена по России формируется как средневзвешенная величина с учетом ежегодно актуализируемой доли объема потребления бензина и дизельного топлива в субъектах РФ.