Год назад 21-летняя Галина обвинила своего отчима Игоря Шишмарёва в домогательствах. По его мнению, причиной стала их с матерью Галины попытка забрать внучку, которую якобы бьют молодые родители. Этой весной Игоря признали невиновным. Теперь он жаждет справедливости и по-прежнему настаивает на том, что его внучка в опасности.
В начале апреля Игорь Шишмарёв обратился с заявлением в МВД по Бурятии о привлечении неродной дочери Галины к ответственности за заведомо ложный донос о домогательствах. В этом преступлении женщина обвинила своего отчима год назад. В апреле мужчину признали невиновным.
Игорь обратился в редакцию «Информ Полиса», чтобы дать ситуации общественный резонанс, так как в течение года считался незаслуженно обвиняемым, состояние его здоровья ухудшилось и из-за испорченной репутации он не мог устроиться на работу.
Через год признали невиновным
Следствие по делу Игоря Шишмарёва длилось почти год. Взрослая падчерица обвинила его в сексуальных домогательствах, которые он якобы совершал по отношению к ней несколько лет назад, когда она была ещё ребёнком.
- 132-я статья - очень тяжёлое обвинение. Всё это время я был как изгой - нигде на работу не брали, люди тыкали в меня пальцем. Я заработал себе нервный срыв. Теперь у меня постоянно болит сердце, высокое давление. Трижды меня в ужасном состоянии увозили на скорой. Можно сказать, что одной ногой я в инвалидности.
После года мучений, 1 апреля 2022 года, Игоря признали невиновным. Теперь он хочет реабилитироваться в глазах общественности и наказать падчерицу за устроенный ею судебный ад. Однако правоохранители, по его мнению, всячески препятствуют в установлении справедливости.
- Вышло постановление о том, что события преступления не было. Проще говоря, меня оклеветали. Что у нас за уголовно-процессуальный кодекс, когда человек, который это сделал, остался без наказания? Я понимаю, что у неё маленькие дети, но это не снимает с неё ответственности. В следственном отделе мне пояснили, что Галя не хотела, чтобы в отношении меня началось уголовное преследование. Но она ведь давала показания, подписывала протокол, в том числе проверялась на полиграфе. Это серьёзное обвинение.
«Постоянно избита, в синяках»
Как уже писал ранее «Информ Полис», началось всё с того, что Игорь с женой Натальей стали бороться со своей дочерью за внучку. По их мнению, ребёнка избивал отчим, новый муж Галины Александр, за которого она вышла замуж в 2019 году.
- Как мы с Натальей ни приедем, Алина, которой на тот момент было полгода, постоянно избита, всегда в синяках. Но нас не слышат ни опека, ни полиция. Мы никак не могли доказать, что отчим нашей внучки избивает её. Когда он признался в этом деянии, его условно осудили на восемь месяцев. В отместку они с Галей решили «убрать» нас с супругой, как свидетелей на суде. В результате нас не вызвали в суд, потому что на меня было заведено уголовное дело, - рассказывает Игорь.
В борьбе за право воспитывать дочь Галина обвинила отчима в домогательствах.
- При этом она не писала на меня заявление. Дело обо мне выделили в отдельное производство из дела об избиении нашей внучки. Когда Александра осудили, Галя дала пояснения, что она не хочет отдавать нам внучку, потому что якобы я домогался до неё несколько лет назад. Без каких-либо доказательств этого. Я думаю, что она хотела скрыть преступление - факт того, что её муж бил нашу внучку. Либо она сама это делала, я не знаю.
Игорь уверен, что следствие не углублялось в дело. Его супруга, мать Галины, настроена так же решительно, как и он. Они уверены, что их внучке грозит опасность.
- Когда ребёнка бьют, когда он ходит с синяками, у любого нормального человека содрогнётся сердце. Мы хотели привлечь её, ограничить родительские права. Но нам отказали, предложив «помириться» и «слишком не опекать взрослую дочь». Поначалу мы с этим смирились, но, как только они её забрали, это повторилось. Мы приехали, а малышка опять в синяках. А когда отчим Алины признался в побоях, Галина просто пошла с ним на мировую, сказала, что он её муж и она не хочет его сажать. Конечно, ведь он уже сидел ранее (Александр отсидел четыре года за соучастие в убийстве и вышел по УДО. - Прим. автора).
«Прошу её ответить по закону!»
Игорь Шишмарёв задаётся вопросом, на каких основаниях на него изначально завели уголовное дело, обвинив в страшном преступлении.
- Не имея никаких доказательств, такой позор на меня навлекли, мои родственники все были в шоке. Есть ли в конце-то концов какое-то правосудие? Я же не прошу расстрелять. Прошу её ответить по закону! - говорит мужчина.
В начале июня Игорь написал заявление в МВД по Бурятии, чтобы привлечь Галину к ответственности за заведомо ложный донос и клевету. К заявлению он приложил постановление о снятии с него обвинения. То, что с ним произошло, он не намерен оставлять так, как есть.
Не нашли состава преступления
Как сообщают в СУ СКР по Бурятии, в действиях Галины не нашли состава преступления.
- Первого апреля 2022 года следователем следственного отдела по Октябрьскому району СУ СК России по Бурятии в отношении мужчины вынесено постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 132 УК РФ. Этим же постановлением отказано в возбуждении уголовного дела в отношении его падчерицы за заведомо ложный донос в связи с отсутствием состава преступления, - сообщают в СУ СКР по Бурятии.
Домогательства, которых не было
Мы спросили юриста Бориса Бальжиева, почему так легко возбуждаются уголовные дела о домогательствах и насилии, можно ли защитить себя и привлечь человека к ответственности за ложь.
- Жизнь и половая свобода, а также здоровье являются важнейшими объектами защиты. А когда это касается несовершеннолетнего, органы внутренних дел обязаны отреагировать на заявление. Однако судебная практика показывает, что иногда несовершеннолетние сознательно оговаривают взрослых в силу разных причин. Но признаться в этом он или его законные представители не могут, так как их действия подпадают под статью 306 УК РФ «Заведомо ложный донос». За такое преступление человек может получить судимость.
В России суды выносят менее одного процента оправдательных приговоров, все остальные приговоры - обвинительные. По сути, наша судебная система в целом носит обвинительный характер. Что касается процесса доказывания вины в суде, как правило, он строится на показаниях потерпевших, очевидные улики в таких делах существуют очень редко.
Человек, столкнувшийся с ложными обвинениями, может защитить свои права, обратившись с заявлением в отдел полиции по месту совершения клеветы - о возбуждении уголовного дела по ст. 128.1 УК РФ. Материал для проверки будет передан участковому, тот вынесет постановление либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе. Получив постановление об отказе, вы можете обратиться в мировой суд с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в порядке частного обвинения.
Клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. По смыслу закона, если лицо добросовестно заблуждалось относительно характера распространённых им сведений, то есть считало их истинными, то ответственность за клевету исключается - ввиду отсутствия признака заведомости.
Ложный донос - это обвинение человека в преступлении, которого он не совершал, лицом, осведомлённым о невиновности обвиняемого. При этом он умышленно заявляет об этом органам, способным завести уголовное дело. Если правоохранителями установлено, что обвиняемый никаких действий не совершал либо для закона они не являлись противоправными, то дело не возбуждается. Также оно не возбуждается и в отношении заявителя, поскольку его действия квалифицируются как добросовестное заблуждение.
Чтобы невиновному защитить себя, ему следует подавать иски о защите чести, достоинства и деловой репутации в рамках гражданского судопроизводства.