На фестиваль «Голос кочевников» в Бурятию приедет столичная рок-группа с коротким названием IDST. Молодые ребята играют больше десяти лет и делают своё творчество уникальным, уходя от привычных стандартов в музыке. IDST отказались от припевов, переводят своё название как «Если уничтожен, то всё ещё правдиво», а в сюжете их песен нерадивые люди получают по заслугам.
Журналист «Информ Полиса» побеседовал с лидером коллектива и узнал, почему рокеры выбрали такое название, какую роль в их жизни сыграл писатель Даниил Хармс, что такое нарратив-рок и каким должен быть пик музыкального творчества.
Музыкальное название
Московская группа IDST - это продолжение семейных традиций. Отец её создателя Андрея Сенькина играл в 80-е годы в различных бэндах на танцах и вечеринках, а старший брат в начале 2000-х со своим коллективом пел лёгкий инди-рок. И в 2011 году семиклассник Андрей собрал единомышленников и создал свою музыкальную группу.
- Группа основана в 2011 году, но отсчитываем её начало с приходом нового барабанщика в 2017 году. До этого мы просто играли, как в известной песне, «в каморке за актовым залом», - говорит Андрей Сенькин.
IDST - это английская аббревиатура, которая расшифровывается как «If Destroyed, Still True» и переводится: «Если уничтожен, то всё ещё правдиво».
- Есть много вариантов перевода, но нам нравится именно это, - объясняет Андрей. - В Британии такую надпись можно найти на стенах. Принося эту фразу в наши реалии, представим условно Василия, который по своей натуре дурак. Если написать на стене «Вася-дурак», а он увидит и удалит эту надпись, то он дураком быть не перестанет. В этом и есть смысл этой фразы: если уничтожено, то всё равно ещё является правдой. Мне кажется, что IDST - это очень музыкальное название. Музыка лишь с недавнего времени стала менее эфемерным видом искусства. К примеру, труды да Винчи мы видим в оригинале, Толстого читаем в оригинале, а Моцарта мы уже не услышим, но, слава богу, записи остались. Несмотря на то, что Ницше определял музыку как одно из первых искусств, свою вечную форму она обрела лишь недавно. Мне кажется, что название IDST многое отражает.
Первое выступление ребята дали ещё в школе. Тогда в маленький тесный бар послушать молодой рок-коллектив набилась сотня человек. С тех пор группа росла и развивалась.
Отказались от припевов
С жанром музыканты ещё не определились, но признаются, что нравится себя называть группой, которая играет нарратив-рок, поскольку песни IDST - это всегда какое-то повествование. Каждое их произведение - самостоятельный рассказ. И здесь интересна особенность - ребята намеренно отказались от припевов.
- Мы так сделали, чтобы ничего не мешало двигать сюжет. Припев же постоянно повторяется, и нам показалось странным, что музыка использует такой приём. Странно было бы, если мы пришли в кино и нам в полуторачасовом фильме несколько раз показали бы одну и ту же сцену. Думаю, люди были бы недовольны. Или в книге была бы какая-то глава или строчка об одном и том же. Для нас важна история, поэтому мы называем это нарратив-роком, подчёркивая тот факт, что мы скорее рассказчики, - объяснил Андрей Сенькин.
Основной посыл творчества группа заложила в своей флагманской песне «Я ношу её шарф». Самая важная строчка в ней позаимствована у Хармса: «Быть нежными - это не стыдно». И вот как лидер группы объясняет её смысл и применение в своей музыке:
- В нашем обществе есть определённые разъединения, много мнений, и мы хотим напомнить, что нельзя забывать о добром и хорошем. Нужно не забывать быть нежными. В обществе бывает порой зазорно проявлять нежность, особенно от этого могут страдать мужчины, хотя в этом нет ничего стыдного - сказать: «Я тебя люблю», обнять, поцеловать.
Также, в сюжетах песен музыканты любят наказывать нерадивых персонажей. Например, в треке «Сухосердечье» главный равнодушный герой получает по заслугам за своё «каменное сердце». Кстати, на эту песню Андрея вдохновил фильм Тарантино «Однажды в Голливуде», где в вымышленном мире режиссёр наказывает плохих людей.
- Мне очень понравилась такая идея: мы не можем свершившийся в жизни факт переиграть, но в творческом формате можно всё переработать и привести к той концовке, которую мы хотели бы, - объяснил музыкант.
«Большие уши» - источник вдохновения
Сегодня в музыкальной копилке IDST один большой альбом, два мини-альбома и два сингла. Автор почти всех текстов группы - Андрей Сенькин. 23-летний музыкант очень тонко видит мир и повсюду встречает источники вдохновения.
- В основном я всегда нахожусь в режиме «больших ушей» - это когда ходишь по улицам и слушаешь, что-то читаешь, видишь и бывает, что какая-то вещь тебя цепляет и она начинает разворачиваться как клубок. Допустим, строчка из Хармса так во мне отозвалась, что я смог к ней добавить пару строчек сверху, пару снизу и получить какое-то новое высказывание, - поведал он. - Бывает, что в жизни происходят какие-то события - хорошие или наоборот, - травмирующие, а музыка - это терапия для таких вещей. А иногда просто сел вечером с гитарой, сыграл пару удачных сочетаний аккордов, понравилось и какие-то слова сами пришли.
Как уже говорилось, Андрей Сенькин - потомственный музыкант. В чём же он видит отличие музыки, которую играл его отец от собственной?
- Главное отличие в том, что я и мой отец пели и поём в разных странах. Всё же Советский Союз и Россия - это два разных государства и отношение к музыке разное, - рассуждает молодой человек. - Наша музыка отличается тем, что появляется андеграунд, который перенаселён. Сейчас по сути не стоит большого труда доносить свою музыку до слушателей благодаря интернету, дистрибьюторам. У отца таких возможностей не было, даже записаться было сложнее. Сейчас же в условиях рынка всего стало больше. И у нас разные темы. Поколение моего отца - это больше романтическое творчество, которое попало на перестройку и время больших перемен, как определяли тогда, в лучшую сторону. Мы тоже живём в эпоху перемен, но пока не знаем, в какую сторону они движутся. У нас лирика другая.
«Как у “Битлз”»
Одно из больших выступлений в истории IDST прошло в мае этого года, в Улан-Удэ в рамках фестиваля современной музыки UU.SOUND, который проводит Бурятская государственная филармония. Организатор мероприятия Наталия Уланова узнала о существовании группы, когда ребята подали заявку на участие в «Уральской ночи музыки».
- Мы активно мониторим соцсети. Сейчас такое время, что ты должен быть не только музыкантом, но и блогером, «сммщиком» и так далее. Наталия Уланова опубликовала у себя на странице «ВКонтакте» нашу фотографию и песню. Так мы попали на её страницу, узнали, что она является организатором шоукейс-фестиваля и подумали, почему бы не подать туда заявку, - вспоминает Андрей Сенькин. - Мы всегда готовы к подобному, потому что это прекрасная возможность перенести свою музыку в другое место и отличный повод выбраться за пределы МКАДа. Так мы оказались в Бурятии, остались в полном восторге и скоро приедем снова на «Голос кочевников», на котором ещё не были.
Выступление IDST в рамках фестиваля пройдёт 15 июля. Безусловно, это станет большим событием в истории группы, о которой, возможно, мы услышим ещё не раз.
- Как выглядит пик популярности? Наверное, как у «Битлз», когда ты отказываешься от живых выступлений, потому что фанаты на концертах так кричат твои песни, что перекрикивают музыку, - с улыбкой говорит солист группы. - Мы не знаем, насколько наша музыка массовая. Но мы не хотели бы, чтобы она была фоновой и играла где-нибудь в кафе, поэтому мы делаем такую музыку, которую сложно было бы поставить на фон, и если мы сможем её создать, то наверное, сможем и поставить галочку: мы сделали то, что хотели.
Фестиваль «Голос кочевников» состоится 15–16 июля в Заиграевском районе (Ацагат) в этнокомплексе «Степной кочевник». Мероприятие организовано Бурятской государственной филармонией при поддержке Министерства культуры Бурятии.
Билеты на сайте burconcert.ru и в кассе филармонии (Улан-Удэ, ул. Каландаришвили, 23, 1-й этаж). Тел.: (3012) 21-32-24.
Знак информационной продукции 0+