Время от времени в Бурятии проводятся различные первенства по фигурному катанию. Также представители нашей республики часто ездят в другие регионы, где неплохо выступают и получают призовые места. Но, как говорят тренеры, до высоких результатов еще далеко.
Мы решили узнать, в чём сегодня нуждается фигурное катание и что нужно для развития этого красивого вида спорта в нашем регионе.
«До достижений еще далеко»
Начнём с того, что на сегодняшний день в Бурятии нет ни одного взрослого профессионального фигуриста. Как правило, этим спортом опытные тренеры занимаются у нас в основном только с детьми.
Тем не менее ребятишки показывают результаты. Например, в апреле этого года детей возили на соревнования в Читу, где они получили призовые места. А в марте в Бурятии прошло региональное первенство по фигурному катанию на коньках. Участниками стали более 130 спортсменов из Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Самые юные участники выполнили норматив «Юный фигурист», дети постарше — юношеские и спортивные разряды, а также разряд кандидата в мастера спорта (КМС). Лучшие спортсмены вошли в сборную республики и примут участие во всероссийских соревнованиях.
Это говорит о том, что для ребят, желающих связать свою жизнь с фигурным катанием, перспективы всё же есть. Но что для этого нужно?
— До фигурного катания как до спорта высших достижений ещё далеко, — говорит Игорь Юрьевич Харабара, старший тренер Федерации фигурного катания РБ. — Элементарно, для того, чтобы подготовить кандидата в мастера спорта, надо от восьми до десяти лет плотной, ежедневной, многочасовой работы. Федерация начала свою деятельность в Бурятии в 2018-м, в конце ноября того же года мы впервые вывели ребят на лёд. Отсюда можно вычеркнуть пандемию, которая «украла» у нас целый год. Только наработали материал — и пандемические кризисы нас отбросили далеко назад.
Игорь Юрьевич тренирует детей уже более 20 лет. Долгое время он прожил в Чите, где фигурное катание, по его словам, развито больше, стало уже неким брендом, а юные спортсмены показывают яркие результаты.
Делят лёд с хоккеистами
В Бурятии развиваться этому спорту мешает, прежде всего, отсутствие площадок. Ледовая арена «IceМЕТР» — единственное во всей республике помещение, где дети могут заниматься, но и то не полноценно.
— Помимо нас, фигуристов, в «IceМЕТР» тренируются различные хоккейные команды. Время ограничено, и мы не можем 24 часа в сутки заниматься. Лёд в дефиците, поэтому много детей тоже не можем набрать, к сожалению, — рассказывает старший тренер. — Понятно, что то фигурное катание давно шагнуло вперёд и на открытых площадках уже особо не покатаешься. Можно для фитнеса позаниматься на улице, а спорт высоких достижений — это требования к температуре льда, воздуха и так далее. Представьте, ребёнок выходит на лёд в тонком платьице в минус 25, что он может показать? Он тут же околеет в лучшем случае, в худшем — заболеет. Поэтому основная сейчас проблема — это дефицит льда. Чтобы показывать хороший результат на высоком уровне, надо спортсмену ежедневно проводить на льду как минимум два-три часа в день и столько же примерно в зале. Тогда уже можно будет добиться какого-то серьезного результата. А у нас ребятишки ходят два раза в неделю — час на льду, час в зале. Это оздоровительная группа детей, которые только начали ходить, а детям постарше в лучшем случае получается тренироваться пять часов в неделю. Этого для хорошего результата крайне мало.
Игорь Харабара отметил, что в Чите целых три ледовых площадки, хотя город по численности меньше, чем Улан-Удэ. В Иркутске две ледовые арены, поэтому там развит даже кёрлинг. Да и вообще в большинстве городов, куда детей из Бурятии возят на соревнования, не одна и не две «поляны», что позволяет больше заниматься и грамотно делить время с хоккеистами.
«Пока не готовы»
В общей сложности в Федерации фигурным катанием занимается около 150 человек. Для Бурятии это мало, опять же из-за того, что негде заниматься. Тренеры набирают ребят с трёх лет, ставят на коньки и наиболее перспективным предлагают ходить на тренировки чаще и больше. Ограничений по возрасту здесь нет. Среди местных фигуристов встречаются и взрослые любители.
Некоторые ребята открыли второй спортивный разряд, а это значит, что осталось совсем немного до кандидатов в мастера спорта. Затем уже можно попытаться пробиться в мастера спорта и при хороших результатах попасть в юниорскую сборную и выступать на чемпионатах России.
— Наши ребята пока не готовы к тому, чтобы выступать на всероссийских соревнованиях. Мы выезжаем на региональные соревнования в Иркутск, Читу, Казань, Москву, Краснодар, Сочи, Новосибирск, Кемеровскую область, Красноярский край. Пока мы на уровне региональных соревнований набираемся опыта, мастерства и дальше будем расти и показывать результат, — говорит Игорь Юрьевич.
Удар по бюджету
Ещё один момент, без которого при всём желании невозможно развивать спорт, — это финансирование.
— Дети не лишены возможности профессионально заниматься фигурным катанием. Возможность есть, но всё упирается в финансирование. Самая дешевая аренда льда — шесть тысяч в месяц, в более удобное время — восемь. У многих родителей и по двое детей, но не все готовы по шесть тысяч платить. А у тех, кто занимается в старшей группе пять раз в неделю, получается по 15–20 тысяч в месяц. Это серьёзный удар по бюджету, — уверен Игорь Харабара. — Здесь всё упирается в открытие отделения фигурного катания в Бурятии. Если оно откроется, то будет финансирование из бюджета. Тогда можно перспективных детей, подающих надежды, зачислить в это отделение. Туда пойдут не все, будет отбор. И тогда при государственном софинансировании можно будет уже о чём-то говорить и перспективных детей выводить на профессиональный уровень.
Юный талант
Среди талантливых воспитанников Федерации фигурного катания Бурятии тренер отметил Лизу Ковалёву. Девочка из Читы занималась у Игоря Юрьевича с восьми лет, дошла до первого взрослого спортивного разряда. Сейчас вместе с родителями Лиза живёт в Иркутске, перешла в кёрлинг и уже второй раз подтвердила звание кандидата в мастера спорта.
— Лиза мечтала стать фигуристкой, но физически ребёнок вырос, — рассказывает её мама Татьяна Ковалёва. — Она всё время была метр пятьдесят ростом, а за год резко выросла, и ей тяжело стало прыгать тройные прыжки. Метр семьдесят четыре для фигурного катания слишком много, в полете трудно себя закрутить на несколько оборотов, поэтому ушли в другой вид спорта. Сейчас Лиза поступила в техникум спортивного резерва на тренера на бюджетное место. Мы и переехали, потому что в Иркутске больше возможностей заниматься этим спортом.