В середине февраля представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) из Бурятии побывали с рейдом в иволгинском селе Сотниково. К общественникам обратились местные жители – они пожаловались на компанию, занимающуюся сбором, транспортировкой и утилизацией различных твёрдых отходов, в том числе – медицинских.
Люди уже не раз сетовали в соцсетях на сильный запах сгоревшего пластика и чёрный едкий дым из труб котельной на участке, принадлежащем этому частному предприятию. А во время совместной проверки с Восточно-Байкальской природоохранной прокуратуры и Роспотребнадзором активисты ОНФ обнаружили там строительный мусор и ветошь третьего класса опасности, которая вообще не должна храниться на открытой территории.
Представитель компании заверил: отходы уберут, но когда – не уточнил. Вышеупомянутую котельную, по словам предпринимателей, сдали в аренду некоему юридическому лицу. Что именно там сжигают и насколько это безопасно, на месте никто пояснить не смог. Не предоставили общественникам и договор аренды котельной установки.
Вскоре Минприроды РБ направило запросы по этому поводу сразу в два надзорных ведомства. Проверку пообещали провести республиканское управление Роспотребнадзора и Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Как пояснили в ОНФ, утилизацией опасных отходов занимается компания «БЭС». На территории, где находится котельная, работает ещё несколько предприятий, в том числе – «Байкалэкосервис».
Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура тоже устроила проверку, и выявленные нарушения подтвердились. Так, вопреки федеральным законам «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха», при сжигании медотходов на установке «Brener 1000» «БЭС» ничего не предприняла, чтобы уменьшить вредные выбросы в воздух.
На транспортных средствах, которые использует компания, не оказалось маркировки «медицинские отходы» с внешней стороны, а в кузове не было приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки. К тому же предприятие не организовывало и не осуществляло производственный контроль – это визуальная и документальная проверка, которую нужно проводить как минимум раз в месяц.
Прокуратура через суд потребовала от «БЭС» оснастить установку «Brener 1000» газоочистным оборудованием. Директору внесли представление об устранении нарушений
Спустя несколько месяцев стало известно, что предприятие, травившее людей, «обезвредили». Там организовали производственный контроль, в регламент по термическому обезвреживанию отходов внесли изменения, а автомобили оборудовали приспособлениями для фиксации контейнеров и промаркировали их. В мае суд удовлетворил и иск природоохранной прокуратуры об оснащении установки газоочистным оборудованием.
Еще один нарушитель
Теперь «фронтовики» взялись ещё за одно предприятие схожего профиля, которое занимается сбором батареек – это отходы II класса опасности. Оно, кстати, тоже находится в Сотниково. Нарушения, которые нашли там активисты ОНФ, уже подтвердили в Восточно-Байкальской природоохранной прокуратуре. Компании не оказалось в федеральном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду, к тому же она работала без лицензии и несвоевременно предоставляла отчёты по образованию, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению батареек и получила за это представление от надзорного ведомства.
В комитете городского хозяйства (КГХ) администрации Улан-Удэ заявили, что с владельцем предприятия каждый год заключают договоры на сбор «отработанных элементов питания». Именно оно несёт всю ответственность за обращение с опасными отходами. В ОНФ уверены: контроль нужно ужесточить.
- Ведь речь идёт о здоровье людей и благополучии окружающей среды. На данный момент мы понимаем, что предприниматели не во всех случаях соблюдают экологическое законодательство, – отмечает эксперт тематической площадки «Экология» Народного фронта в Бурятии Юлия Сухарева.