В декабре будет отмечаться юбилей пеше-лыжного перехода по маршруту «Улан-Удэ — Чита», который осуществили десять жителей нашей республики. В этом же году из жизни ушла последняя участница сложного исторического похода Валентина Доржеевна Раднаева.
Свои воспоминания и впечатления она изложила в биографической книге «Раднаева Валентина Доржеевна», изданной Республиканской научно-медицинской библиотекой в 2008 году. Переход получился сложным, суровым, опасным, но его участники отлично справились с трудностями.
Готовились целый год
Валентина Раднаева родилась в посёлке Заиграево в 1938 году. Спортом, в особенности лыжами, она занималась со школьных лет, регулярно завоёвывая призовые места в разных соревнованиях. Любимый спорт не бросила и в медицинском училище, также каталась на лыжах будучи медсестрой республиканской больницы.
Именно во время перехода пришло решение развиваться в медицине дальше. После она поступит в Томский мединститут, станет врачом-офтальмологом, получит звание «Заслуженный работник здравоохранения Бурятии»...
В 60-е годы по всей стране говорили о пеше-лыжном переходе по маршруту «Улан-Удэ — Москва», который зимой 1937–1938-го совершили пять девушек-комсомолок. В Бурятии решили: почему бы не сделать что-то подобное, только на восток, в суровых сибирских условиях? Председатель Госкомитета по делам молодёжи, туризму, физкультуре и спорту Павел Кошмаров дал добро, и началась подготовка.
На строгий отбор пришли около 50 девушек, из которых выбрали только троих. Непростой кастинг прошли и семь мужчин.
Командиром пробега стал кузнец трамвайного парка Геннадий Кляин. В команду входили: каменщик треста № 154 Виктор Гончаренко, медицинский регистратор поликлиники республиканской больницы Лидия Куликова, швея комбината им. Чкалова Анастасия Колодина, медсестра республиканской больницы Валентина Раднаева, токарь завода железобетонных изделий Алексей Павлов, электротехник трамвайного парка Вячеслав Лукин, электрик трамвайного парка Анатолий Гурулёв, выпускник пединститута Анатолий Попов, столяр Октябрьского райпромкомбината Владимир Жарников. Подготовил команду турист Исай Альцман.
Из воспоминаний В. Раднаевой:
«К этому переходу мы готовились, тренировались целый год: велика была ответственность за столь серьезное выступление, к которому должно быть приковано внимание всей Бурятии. В течение года мы занимались многими видами спорта: лыжными пробегами на большие и малые дистанции, пешими походами, водными лыжами на Уде, велопробегами. Все тренировки были усложненными, с учётом рельефа местности, по которой пройдёт наш маршрут, чтобы и во время самого перехода сработал суворовский афоризм «Тяжело в учении — легко в бою».
Мороз был нестерпимый
10 декабря 1962 года в десять утра на городской Площади революции был дан старт лыжного перехода. Под звуки духового оркестра, торжественного марша и возгласы друзей команда тронулась в путь.
Из воспоминаний В. Раднаевой:
«Начинает щипать щёки, мёрзнет нос. Оглядываем друг друга — не обморозился ли кто. До первой ночевки прошли 30 км, пришли в небольшой населённый пункт, постучали в первый попавшийся дом и сразу же получили разрешение на ночлег. А наутро снова в путь. Поднялись рано, с первым криком петуха. Сборы прошли быстро, завтракать не стали. В рассветном сумраке двинулись дальше. Кто знает, как трудно менять тепло и уют избы на шелестящий холод зимнего утра, тот поймёт наше состояние, но это было только началом закалки наших организмов и характеров трескучим морозом, ветром и пургой. Ветки сосен, как будто их кто-то ломал, потрескивали, стволы деревьев щёлкали, как поленья в печке, и казалось, что лес корчится от сорокаградусной стужи. Мороз был нестерпимый. Начали обмерзать щёки и лица у Насти и Лиды. Лида приспособила на лицо маску из ваты и стала похожа на бородатого Деда Мороза».
Периодически туристы делали короткие привалы, давали себе отдых, но не более чем на пять–семь минут, ведь дольше на морозе стоять было нельзя.
Поселки и деревушки попадались очень редко. Но всюду команду встречали: взрослые с большим интересом, а дети — с восторгом. Ребятишек было слышно издалека — они бежали наперегонки, чтобы встретить участников похода, а после обступали их толпой, с удовольствием рассматривали лыжи, с любопытством трогали крепления и палки. Многие впервые видели заводские лыжи, ведь тогда в деревнях катались только на самоделках. Кстати, эти лыжи были приобретены по спецзаказу в Японии и специально предназначались для перемещения по целине.
Восхищали ребятишек и костюмы: на груди трафаретки из красного материала с голубыми буквами «Переход «Улан-Удэ — Чита», а за плечами походные рюкзаки.
Не только шли, но и отдыхали
13 декабря в семь утра команда вышла из Удинска в Хоринск. Путь лежал через густую тайгу и глубокий снег. Спуски сменялись подъемами. На пути никто не встречался: расстояние между деревнями большое.
Из воспоминаний В. Раднаевой:
«Часто оглядываемся назад: не едет ли Павел Кошмаров с запасной одеждой, обувью и продуктами? Наконец, он догоняет нас на машине. В Хоринске нас встречает милиция и увозит в отдел, где нас всех обыскивают, когда же видят документы и убеждаются, что мы не диверсанты, а участники пеше-лыжного перехода «Улан-Удэ — Чита», то извиняются и устраивают нам ночлег».
Кошмаров привёз продукты, запасную одежду и новые ботинки Владимиру Жарникову, который сжёг свои над костром. В Хоринске туристы по плану отдыхали целый день. Политрук Анатолий Попов по приглашению райкома ВЛКСМ провёл в сельском клубе лекции, посвящённые развитию физкультуры и спорта в Бурятии и вопросам текущей политики. После этой встречи участники перехода остались на танцы и аттракционы.
Электрик Анатолий Гурулёв, которого в команде прозвали Теркиным, читал свои стихи. В любую трудную минуту он всегда умел поднять всем настроение. Анастасия Колодина, Лидия Куликова и Валентина Раднаева исполнили народные песни и частушки. Электротехник Вячеслав Лукин и токарь Алексей Павлов решали хозяйственные вопросы, а Куликова и Раднаева, как сотрудницы больницы, провели медосмотр. Состояние у всех участников оказалось хорошее — все могли продолжать поход. Перед сном кто сел за дневник, кто за газеты, кто за книги. В 23 часа отбой.
«Волки!»
Встали туристы в шесть утра и вышли без завтрака.
В опасные минуты в команде был закон: не паниковать, сохранять спокойствие, и только потом, в минуты отдыха, можно было рассказать друг другу о пережитом и обдуманном в какие-то острые моменты.
Из воспоминаний В. Раднаевой:
«Ещё темно, в лицо дует сильный ветер. В 10 часов достаём сухой паёк и устраиваем лёгкий завтрак. Подкрепившись, прибавляем ходу. Идём по бездорожью, так как след санной дороги заметён пургой. Нет ни встречных, ни случайных попутчиков. Лишь монотонно жужжат телеграфные провода. Короткий зимний день, за день прошли 60 км. В стороне от дороги видим стог сена, бежим туда, укрываемся, снимаем лыжи, переобуваемся. Наступление сумерек заставляет всех нас вспомнить, что в лесу гуляют волки и медведи. В темноте каждая коряга кажется зверем. Очень торопимся разбить палатку, пока ещё светло. На костре готовим ужин, наспех едим и ныряем в палатку, где поставили буржуйку. Каждые 15 минут дежурим у печки, подкладывая дровишки, и сушим одежду, обувь. Дежурные охраняют всех нас. Наутро вокруг палатки обнаружили следы медведя».
Командир перехода Геннадий Кляин предупредил, что к вечеру надо быть в Сосново-Озёрском. Путь команды лежал не по главному тракту, а по другой, более прямой дороге. Туристы шли по мягкому снегу, по которому плохо скользили лыжи, в лицо дул морозный встречный ветер, и идти было очень тяжело. Дорога оказалась непроезжая, постоянно разветвлялась на мелкие тропинки и проселочные дорожки, местами и вовсе исчезала.
Вскоре команда зашла в дремучий лес, по которому идти было теплее, чем по открытой местности. Вячеслав Лукин бежал вперёд с фотоаппаратом, считая своим долгом запечатлеть всех на фоне сибирского пейзажа. Подъёмы всё так же сменялись спусками. Незаметно подкрались сумерки.
Из воспоминаний В. Раднаевой:
«Тусклые движущиеся огоньки показываются в стороне от тракта. «Волки!» — от страха голос Лиды Куликовой срывается. Чувствуя, что никто не хочет идти в хвосте, командир даёт команду выстроиться в шеренгу. Затем мы снимаем лыжи и берём их на плечи. Огоньки то вспыхивают, то исчезают. Вдруг Слава Лукин громко запевает песню: «Эх, подружка, моя большая кружка, полулитровая моя». Все подпевают: «Поишь меня, поишь горячем чаем, за что тебя, за что тебя я обожаю...» Мы здорово пели! А когда замолчали, огоньки опять приблизились, и на середине тракта образовалась мерцающая, зловещая цепь волчьих глаз. Мы стали кричать «ура!», а кто-то из нас, не потеряв чувства юмора, крикнул «караул!», а огоньки не исчезали».
Люди стали отчаянно греметь лыжами, и звуки, напоминающие выстрелы, разносились по лесу. Волки держались в отдалении, но не отходили. Командир перехода Кляин запретил стучать мерзлыми лыжами, боясь, что они могут треснуть. Тогда Валентина Раднаева и Виктор Гончаренко решили разжечь костер. Во тьме насобирали солому и щепки. Костер вспыхнул и быстро погас. Такую манипуляцию провели несколько раз. Оказалось, что Гончаренко насобирал по дороге хороший запас сена, которое в пути теряли колхозники. Насобирал он и спичек во время остановок в посёлках. Волки проводили команду до вершины подъема и только там отстали.
Вниз спускались уже бодрее. В лицо дул ветер со снегом, щёки горели от мороза, накрывала усталость и мучил голод. Но в тот вечер туристы всё же дошли до Сосново-Озёрского. Ещё издалека они увидели огонёк — оказалось, его разожгли пионеры, чтобы дать участникам перехода ориентир.
Сельчане встретили всех торжественно. На ночлег лыжники расположись в избушке у 102-летней бабушки, которая, несмотря на возраст, по хозяйству всё делала сама. Узнав про своих гостей, кто они и откуда, покачала головой и молвила: «Надо бы поездом ехать, ноги-то смолоду беречь надо».
«Впервые было очень страшно»
Следующий день был выходным. Члены команды сходили в баню, парикмахерскую и на приём в Дом культуры, где политрук Попов вновь выступил всё с тем же докладом. Сельчане же устроили для участников перехода концерт.
А потом до поздней ночи командир перехода и политрук изучали карту местности и делали расчёты, ведь впереди предстоял самый сложный этап пути — переход через Яблоневый хребет, длина которого 50 километров, а высота 1702 метра.
В пять утра 19 декабря, плотно позавтракав, в хорошем настроении команда вышла из Сосново-Озёрского. Провожали их спортсмены, общественники и журналисты. Кошмаров в последний раз снабдил лыжников продуктами и инвентарем. Участники перехода получили и новые лыжи — кто-то третьи, а кто-то уже и четвёртые по счёту.
Из воспоминаний В. Раднаевой:
«Командир отряда всех предупреждает, что дорога сложная, подъём и спуск по хребту опасен, чтобы шли вслед друг за другом, не оборачивались и не останавливались. В случае, если один турист упадёт, сорвётся, то его никто не сможет достать: глубина снега 2 метра, сами все упадём вслед за ним. Идти затылок в затылок, без паники, без крика, молча. Вот где мне впервые было очень страшно, боялась упасть. У Лиды и у меня накатываются слёзы, но мы не подаём вида и молча идём друг за другом. Мы всегда восхищались спокойствием и выдержкой наших руководителей, они всегда шли размеренно: один впереди, прокладывая лыжню, другой сзади, замыкая команду, а мы, три девушки, всегда в середине. В наших сердцах всегда была большая благодарность за их внимательность, великодушие и большую заботу о нас».
Яблоневый хребет члены команды преодолели успешно и вышли к реке Хилок. Дальше устроили привал, а после, усталые, шли три километра по реке Хилок. Потом снег кончился, и оставшиеся пять километров до Читы шли пешком.
В столице Забайкалья лыжников встретили горожане во главе с секретарём горкома. Вечером в актовом зале школы прошёл торжественный вечер, участники перехода отвечали на многочисленные вопросы. А после, уставшие, но счастливые, отправились ночевать в гостиницу.
Валентина Раднаева вспоминала забавный случай: «Утром Настя Колодина встречает в Чите знакомого, который её спрашивает, когда она приехала. В ответ: «Пришла на лыжах», а он ей: «А что, самолёты не летают?»
Читинцы проводили членов команды в аэропорт. Пеше-лыжный переход «Улан-Удэ — Чита» протяженностью 600 километров был пройден за десять ходовых дней.
Выражаем благодарность Маргарите Манифестовне Архиповой за предоставленные материалы.