Постановка рок-мюзикла «Бальжан-хатан» на сцене Бурятского театра оперы и балета вызвала огромный интерес даже среди тех, кто не был поклонником оперы или мюзикла, но всегда ценил качественную музыку.
От кукол до балета
Напомним, 16 и 17 июня, прошли премьерные показы первого в истории республики рок-мюзикла «Бальжан-хатан». Аншлаг и бурные овации - полный зал восхищенных зрителей. На одной сцене встретились академический хор, бурятские народные и рок-инструменты. Помимо вокала артистов и игры оркестра, зрителей поразили костюмы актеров. Такие наряды, действительно, отлично смотрелись бы на сцене рок-фестиваля или даже на воинах в высокобюджетных фантастических фильмах. И нам стало интересно, как же создавались такие одеяния.
Сначала мы думали, что над идеями трудилась целая творческая группа, как в каком-нибудь модном доме. Но оказалось, что разработку образов взяли на себя две молодые девушки - Чимита Зундуева и Сэсэг Дондокова.
- Мы окончили театральную академию в Санкт-Петербурге, учились на художественно-графическом факультете, но на разных специальностях - художник-технолог и художник-постановщик театра кукол, - рассказывает Чимита.
Специальности театра кукол девушки выбрали неспроста. До этого мастерицы окончили педколледж, а Сэсэг еще и ВСГАКИ, и пошли работать в театр кукол «Ульгэр». Там они занимались постановкой кукольного театра и придумывали образ для тряпичных «актеров». Именно коллеги предложили поехать в северную столицу России за новыми знаниями.
«Вдохновлялись всем»
Создание костюмов для «Бальжан-хатан» стало их первой работой как мастеров по костюмам. Кроме того, на плечах девушек была задача придумать различные детали реквизита, будь то семейный герб или гитара. Графические элементы, которые зрители могли видеть на экранах, тоже заслуга Чимиты и Сэсэг. Но вернемся к костюмам.
- Мы начинали придумывать костюмы для отрицательных персонажей, а потом плавно перешли на главных героев, - рассказывает Сэсэг.
Действительно, образы злодеек Итаг и Зэлмэ были одними из самых ярких моментов за спектакль, едва актрисы вышли на сцену.
- Мы с самого начала вплотную работали с Олегом Юмовым, он объяснил, что требуется, и вместе вникли в эту тему. И просто просматривали различные образы, даже персонажей из компьютерных игр. Просто «перелопатили» весь Интернет. Смотрели рокерские костюмы, изучали орнаменты, в том числе и наши. Придумали образ вплоть до макияжа и аксессуаров, - говорит Чимита.
Кстати, современные модные тенденции сыграли девушкам на руку, ведь в последнее время как раз в моде цепи и массивная обувь. Планировали даже в первоначальных задумках надеть на одного героя кожаную маску, которая бы скрывала половину лица. Эдакая дань коронавирусной моде. Еще герои спектакля должны были носить берцы или обувь на тяжелой платформе, но в таком балет не танцуют.
- Изначально, когда нам сказали, что это будет этно-рок-опера, слова «этно» и «рок» немного ошарашили. Но все равно за основу мы брали крой бурятской одежды и плюс элементы рокерской одежды - кожу, заклепки и много металла, - добавила Сэсэг.
Основными цветами постановки были красный и синий. Красный цвет носили сама красавица и воительница Бальжан-хатан и ее семья. Кроме того, на костюмах родителей девушки были изображены рисунки степей и юрт, будто рассказывающие о самом роде. Первоначальные эскизы костюмов выглядели куда проще, но по ходу работы и вдохновения приобретали новые краски.
- Мы их условно для себя разделили. Семья Бальжан были степными и теплыми людьми. В то время как ее жених Дай-Хун, скорее, горный. Поэтому костюмы его семейства были выполнены в синих тонах, оторочены мехом. Было много деталей: цепи и кожа. Они и получились брутальнее, - заметила Сэсэг.
Стоит отметить, что сами девушки не корпели над швейной машинкой. Вся их работа была на листах бумаги и в графическом планшете.
- Мы просто нарисовали примерно, как все это должно быть. И по нашим эскизам шили профессиональные швеи. Мы все конкретно обговаривали, они нас спрашивали. Некоторые идеи пришлось убрать из-за их сложности, - вспоминает Чимита.
В дальнейшем девушки надеются на сотрудничество с театром оперы и балета. Как вспоминают мастерицы, работать над костюмами было очень интересно. Ведь это первая серьезная работа. При создании образов для какого-нибудь персонажа девушки даже вдохновлялись актером, который мог бы или будет исполнять роль. На некоторых эскизах заметно прослеживаются черты Мэдэгмы Доржиевой и Зоригто Тогочиева.