Заводы Бурятии
5610

Директор «Улан-Удэстальмост»: «Есть задача – будем делать»

Генеральный директор Вера Лукашенок рассказала, как она встала во главе предприятия, как завод удалось поднять после долгого упадка

«Улан-Удэстальмост», в прошлом – завод металлических мостовых конструкций – одно из старейших предприятий в Бурятии. Долгое оно переживало тяжёлый кризис, но последние годы работает успешно.

Генеральный директор Вера Лукашенок любезно согласилась рассказать, как она встала во главе предприятия, как завод удалось поднять после долгого упадка.

- Вы пришли на «Улан-Удэстальмост» в прошлом году. Однако, о вас почти ничего неизвестно. Расскажите, как молодые и успешные женщины становятся директорами заводов по строительству мостов?

- Я на заводе уже шесть лет. Пришла в 2016 году, на должность финансового аналитика, ещё при прежних собственниках. Всю жизнь занималась услугами консалтинга и бизнес-планирования, а тогда предприятие переживало крах.  Предприятие реально было на грани остановки. Электричество было отключено, люди имели право не выходить на работу, были большие долги и мало заказов.

Я оказалась в эпицентре всех событий, потому что через меня собиралась и анализировалась вся информация и решалось, как действовать в дальнейшем.

В 2018 году я стала заместителем по общим вопросам, в 2020 – замом по экономике и финансам, в 2021 году стала генеральным директором. 

Когда на завод к нам приходят гости, они,конечно, нашим масштабам поражаются. Допустим, главный корпус у нас, где находится всё основное производство – он по размеру с четыре футбольных поля. Такая коробочка стоит площадью четыре гектара и высотой с пятиэтажку - «кубик». В этом «кубике» более ста кранов только, всё это шевелится, что-то перевозит.

Я замужем, у меня муж работает на железной дороге, инженер по контактной сети. Он говорит: вам проще, у вас цех в одном месте, а у меня всё раскидано от Тимлюя до Петровского завода. Дочь у нас, она закончила первый класс. Я только вышла из декрета, и пошла сразу на завод, она и не представляет, что мама может быть без завода. Тоже бывает здесь, приходит. Сначала поражалась удивлялась, но сейчас привыкла. Так и живем.

А вообще-то женщины без мужчин никуда. Все замы и руководители цехов и отделов – это мужчины. На самом деле мужчины и руководят производством, женщины только поворачивают их взоры в нужном направлении. Советником директора сейчас работает бывший генеральный директор завода Шелковников М.А., который очень много сделал для предприятия, но так получилось, что его отстранили от должности на 2 года. Главный инженер Каркунов В.В., зам.главного инженера Жданов В.А, заместитель директора по производству Ткачев Д.А. и другие – это те люди, которые также играют ключевую роль в жизни завода, пришли сразу после института и работают на предприятии много лет.

- Можно выделить главный фактор, который повлиял на спасение «Улан-Удэстальмоста»?

 - Завод выстоял благодаря многим причинам, и содействию людей разных уровней и связей. Но,прежде всего, благодаря руководству республики, лично главе республики, и людям на заводе, которые его буквально спасали, как в реанимации. 

Но дело даже не в этом. Предприятие имеет полувековую историю, здесь работают семьями, от отца к сыну. Есть люди, которых отправляли сюда по распределению, например, конструктора. Они как приехали сюда в 1973, так и остались - у них одна запись в трудовой книжке. Начальник цехов не увольнялись несмотря ни на что. Вокруг них много рабочих также держалось, и никуда не уехали. 

Благодаря этим людям, которые приходили во время простоев, и делали свою работу, завод сохранился. Были случаи, когда им по 200 рублей скидывали кусочки зарплаты, или по два-три месяца вообще зарплата не выплачивалась. А сейчас я документы подписываю на 30 миллионов ежемесячный фонд заработной платы.

Отключали рубильник по электроэнергии, заводили уголовные дела, арестовывали расчётные счета, не было руководителя. Такую судьбу завод прошёл – этапы взлёта и падения, и люди вместе с ним.

Я рада, что предприятие восстановилось, нашло свою нишу, вернулись работники и бывшие заказчики, появились новые покупатели на нашу продукцию, приходит молодёжь.

 - Выручка за прошлый год - 1,5 миллиарда рублей. На ваш взгляд, история кризисов и риска закрытия окончательно ушла в прошлое и у завода только светлое будущее?

- Согласна, у нас сейчас приличные объёмы. Мы в месяц отгружаем заказов на 1500 тонн, машины и вагоны уходят ежедневно. Заканчиваем конструкции для обогатительного комбината на ГОК «Озёрный». Удинский мост в Улан-Удэ у нас сейчас тоже стратегически важный объект, который планируем в этом году завершить. Есть объекты в Якутии и на БАМ-2, в этом году мы 15 мостов на туда должны отдать.

 Нам есть куда нам стремиться на ближайшую перспективу: на Восточный полигон, БАМ, Дальний Восток, тот же Транссиб, который идёт по территории Бурятии. Мосты 60-х годов требуют обновления, реструктуризации, должны быть новые пикеты, разъезды. Эти объёмы будут у нас, потому что завод изначально строился для нужд БАМа. И опять же связь поколений. Первые свои металлоконструкции, 50 лет назад, завод делал для БАМа. До сих пор весь Транссиб и БАМ построены практически полностью из наших конструкций мостов.

 Как ни крути, на Дальнем Востоке мы единственное предприятие, кто может изготавливать такие большие конструкции. Ближайшие такие заводы – Омск и Тюмень, на Дальнем Востоке их нет, есть только небольшие заводы строительных металлоконструкций, но мостовых там нет.

- Как на предприятие, прежде всего работу импортного оборудования, влияют финансовые и промышленные санкции против России?

- По запчастям у нас были проблемы в связи с санкциями, но выход нашли. Были моменты, когда станки простаивали у нас, потому что мы ждали комплектующих, но сейчас более-менее справились.

Логистика у нас с Урала, с Западной Сибири, с центральной России - в основном все материалы, которые мы покупаем. Она длительная, с предоплатой. И сама стоимость металла, в полтора раза выросла за последний год, но это не связано с последними событиями – ещё до того был скачок. Мы понимаем экономические сложности и вовремя адаптируемся.

- Для развития предприятия и выполнения заказов в срок, заводу требуется расширение производства - об этом говорят в коридорах власти. «Улан-Удэстальмост» планирует строить новые цеха и производственные линии? 

- Хотим обновить парк нашего оборудования, основные технологические линии резки, плавки и обработки металла.  В ближайший год мы планируем выйти на 2000 тонн в месяц. Для этого намереваемся закупить линию плазменной резки, линию обработки металла купить, сверлильные станки с ЧПУ, сварочные аппараты. Есть план модернизации порядка 1 млрд рублей, в первое время мы планируем израсходовать 200-300 млн рублей.

Встает другая проблема - кадры. Не хватает высококвалифицированных инженеров, конструкторов и технологов. Даже сварщиков и токарей - дефицит.

Мы сейчас все силы кидаем, где нам сэкономить, чтобы увеличить зарплаты. Но надо, чтобы экономика срослась - завод может делать мост 1-2 года по фиксированной цене, а тарифы, логистика, цены на металл растут быстрее. И тут приходится чем-то жертвовать, например, не в пользу модернизации, потому что людям надо повышать зарплаты, выплачивать за материалы, налоги, энергоресурсы. Но мы научились находить золотую середину. 

Когда завод разваливался, было около 580 работников, сегодня нас 720 человек. Чтобы выйти на новые объёмы производства, надо будет еще набирать около 200 человек. Средняя зарплата по заводу 44 тысячи рублей в среднем. У сварщиков, изготавливающих основные конструкции, – за 60-70 тысяч. Есть и те, кто по 100 тысяч получает. Если раньше были разговоры: «ты что на Стальмосте делаешь, кем там работаешь, он же закрылся?», то сейчас таких вопросов не задают.

- Насколько влияет промышленная политика правительства и главы Бурятии на работу завода?

- Я помню фразу прежнего руководства республики: «пусть завод умрет быстрее, чем мучается в агонии». Поэтому раньше было сложно - власти не интересовались промышленностью вообще, в принципе. 

Но сейчас ситуация изменилась. Глава республики Алексей Самбуевич делает акцент развития Бурятии явно на производственные предприятия и большую промышленность. Звонить, что-то у него просить – сейчас не вижу повода. Каких-то бедствий на заводе не предвидится, есть сложные рабочие моменты, но они контролируемые. Но я думаю, он не откажет, если у предприятия будут какие-то серьёзные проблемы. Он, в принципе, за то, чтобы завод был, и внес в его спасение большую лепту.

- Что вы могли бы ещё сказать о перспективах завода?

- В 2023 году мы планируем выйти на суммарный объём в 24-25 тысяч тонн, есть потенциальные заказчики. У ГОК «Озёрный» планируются ещё объекты на Еравнинском месторождении, и в Забайкальском крае есть такой же горный комбинат. Отношения выстроены, мы уже знаем друг друга. Ну и надеюсь, что Алексей Самбуевич нам тоже поможет. 

Сейчас задача – нарастить объёмы, увеличить производство, увеличить наши возможности по отгрузки и так далее. Надеемся на лучшее, надеемся на себя, не боги горшки обжигают. Есть задача – будем делать.

Также в следующем году мы планируем отметить пятидесятилетний юбилей – завод был основан в 1973 году. Поддержим ветеранов завода и действующих работников. 

50 лет предприятию - казалось бы огромный период времени. Но у нас срок эксплуатации моста - 100 лет, мы их выпускаем с такими техническими требованиями. Поэтому каждый отдельный мост -  это более емкое, чем человеческая жизнь или 50-летний юбилей завода. Специфика, которой ты заражаешься на всю жизнь. Ты понимаешь - тебя и других людей уже не будет, а мост останется.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях