В древности оружие делали из природных материалов — дерева, металла, костей. Однако уже в те времена буряты отличались мастерством и практичностью, адаптируя свое оружие под кочевой образ жизни. Какой стрелой можно поразить врага сразу в «трех измерениях»? Как отличить дружелюбного гостя от озлобленного? Об этом рассказал младший научный сотрудник Национального музея Бурятии Буда Ангархаев.
Сегодня в музее тихо. Понедельник — день нерабочий, поэтому на витрины в залах опустилась темнота. Открыв тяжелую деревянную дверь, Буда Ангархаев зажигает свет. Десятки лампочек в разных витринах освещают экспонаты мягким белым светом, и начинается погружение в историю.
На генетической памяти
В первой витрине представлены стрелы и колчаны, а также большой изогнутый лук. Несмотря на то что этому луку уже несколько столетий, древко выглядит упругим и легким, а тетива как будто только и ждет, что ее снова натянет меткий стрелок. Как объясняет сотрудник музея Буда Ангархаев, у такого лука существует много названий. Обратный, композитный, монгольский — вот лишь несколько наименований представленного на витрине лука.
— Насечки для крепления тетивы находятся с внутренней части. То есть, чтобы натянуть тетиву, нужно выгнуть лук в обратном направлении. Отсюда и название — «обратный»! За счет такого способа натяжения лук становился более компактным, что удобно для стрельбы верхом с лошади. При этом сила и дальность выстрела увеличивались, потому что тетива находилась под сильным напряжением, — объясняет Буда Ангархаев.
Чтобы древко лука не трескалось и не ломалось в сражениях, его обклеивали костными накладками, увеличивая прочность оружия. Упругую крепкую тетиву делали из сухожилий крупного рогатого скота. Однако были у такой тетивы и свои минусы: в дождливую погоду она намокала и теряла упругость, так что с собой воины носили запасную — из волокон бересты. Она хоть и была потверже, зато выручала в дождь.
Лук буряты начали использовать еще со времен Империи хунну, которая датируется третьим веком. Это был воинствующий народ кочевников, который получил известность благодаря своим набегам на китайскую империю. Мечей и сабель в то время было мало, так что главным оружием хунну были луки: они помогали расстрелять войско врага с безопасной дистанции и одержать победу. Если воин хунну погибал во время набега на Китай, это считалось чем-то немыслимым и расценивалось как простая небрежность бойца.
Луки широко использовались и в монгольской империи, и во времена Чингисхана. Для бурят лук был не только оружием, но и способом добыть себе пищу. Их брали на охоту, чтобы бесшумно и быстро подстрелить добычу.
Изготовить хороший боевой лук было непросто. Мастера тратили недели и месяцы, чтобы подготовить и обработать материал, — процесс был длинный и трудоемкий. Мастеров лука, которые могли сделать по-настоящему долговечное и качественное оружие, было немного, поэтому, когда появилось огнестрельное оружие, буряты начали широко применять его. Да, их приходилось часто перезаряжать, стреляли они не так точно и быстро, как лук, зато изготовить было проще некуда.
Однако и в наши времена лук считается традиционным оружием бурят. В Великую Отечественную войну высоко ценились бурятские снайперы, которые удивляли всех своей точностью и скоростью. Даже сейчас наши спортсмены всегда показывают лучшие результаты на спортивных соревнованиях по стрельбе из лука. Что это, как не дар, переданный нам предками по генетической памяти?
Практичность и легкость
От причудливых колчанов невозможно оторвать глаз: сумки из плотной кожи искусно отделаны серебряными вставками, а на них отчеканены тонкие завитки бурятских орнаментов. Как и в любом другом элементе одежды или оружия, для кочевника при изготовлении колчана была важна практичность.
— Буряты жили как в горных, так и в лесных местностях, вели кочевой образ жизни, так что им нужно было что-то полегче и попроще. Несмотря на это, состоятельные люди богато украшали свои колчаны: могли использовать серебро, кораллы, драгоценные камни. Как и другие предметы, колчаны украшали национальным орнаментом — символами удачи, бесконечности, — рассказывает Буда Ангархаев, глядя через стекло витрины.
Один из колчанов украшен мелкими завитками, похожими на бараньи рога. Это символ скотоводческой традиции. Здесь же искусно изображен дракон, что в буддийской культуре символизирует защиту веры. В то время орнаменты играли большую роль в культуре бурят, так что их наносили на многие предметы.
На основании другого богато украшенного колчана — толстые плотные жгуты, их использовали для удобного хранения стрел. Стрелы клали между жгутов, чтобы при езде на лошади древко не треснуло и не сломалось.
Между колчанами разложены три стрелы, которые на первый взгляд ничем не отличаются друг от друга. Буда Ангархаев говорит, что все представленные стрелы — боевые и использовались в сражениях. Об этом говорит небольшая шишечка у самого наконечника — свистулька. При полете она издает очень громкий резкий звук, который отпугивает вражеских коней и нарушает строй неприятеля. Считается, что такие свистульки были придуманы еще в Империи хунну, а уже после эту технологию переняли монголы и буряты.
Если приглядеться, можно заметить, что одна из стрел на витрине сильно отличается от соседок. Древко короткое, наконечник тройной, а на концах отверстия. Как объясняет историк, такая стрела — ритуальная.
— Тройной наконечник тогда считался, скажем так, супероружием. Буряты, монголы и другие кочевые племена, которые были шаманистами, верили в тройственность мира, выделяя верхний, серединный и нижний миры. Считалось, что стрела с тройным наконечником может поразить врага во всех трех мирах и ему негде будет скрыться, — отмечает Буда Ангархаев.
Дружелюбие или враждебность?
Если бурятские красавицы могли носить на себе пятикилограммовый комплект украшений со всевозможными камнями, монетами и кораллами, то мужчину украшали только два предмета — нож и огниво. По традиции их носили за поясом, украшая серебряными вставками. Рукоять и ножны делали из дерева, а лезвие — из хорошего добротного металла.
Именно по положению ножа можно было понять, как бурятский мужчина настроен к своему собеседнику — дружелюбно или враждебно. Если мужчина держит нож на поясе — значит, он настроен враждебно и готов в любой момент выхватить свое оружие. Если же нож висит вне зоны доступа, на цепи, — он рад видеть собеседника, и оружие ему в разговоре не понадобится.
В глубине зала висит картина народного художника Солбона Ринчинова. На ней изображена делегация хори-бурят, которые пришли к царю Петру I. Ножи у всех висят вниз — значит, пришли к правителю с добрыми намерениями.
Всякий раз, узнавая что-то новое о культуре, традициях и быте бурят, удивляешься, как тонко практичность кочевника сочетается с духовностью шаманиста. Этот мир, эта культура возвращает нас к корням, где все может казаться простым и максимально удобным, но на деле скрывает в себе сакральный смысл и увлекает тайнами, легендами и верованиями. В зале музея гаснет свет, закрываются тяжелые деревянные двери. А воображение все еще рисует причудливые картины из прошлого, где луки, стрелы и ножи были не музейными экспонатами, а суровой повседневностью.