С раннего детства Сергей Бурдиков знал, что его дед Борис погиб во время Великой Отечественной войны и был похоронен в братской могиле где-то в Беларуси. Долгие годы он искал могилу своего деда, писал на различных форумах и собирал документы. В День Победы - 9-го мая - ему пришло невероятное известие: захоронение нашлось. Летом семья Бурдиковых отправилась в Беларусь, чтобы своими глазами увидеть могилу деда.
Далее повествование пойдет от лица Сергея Владимировича.
17-летний солдат
С раннего детства я знал, что мой дед Борис погиб во время Великой Отечественной войны. Но где и как – неизвестно. «Проявив геройство и мужество, погиб при освобождении Белоруссии» - вот и всё, что узнали родные из похоронки.
В юности я представлял себе деда суровым солдатом, пожилым, бородатым. Но когда мне было 17, бабушка рассказала, что Борис ушёл на фронт в моём возрасте. Дед отправился защищать Родину, не дождавшись рождения сына. Чтобы его взяли на фронт, он сказался совершеннолетним, приписав себе лишний год.
Мой прадед Павел Фёдорович воевал с 1941-го, года. Прошёл всё – от Ленинграда до Ирана и Маньчжурии. Он повидал многое, однако самым тяжелым событием для него была гибель сына Бориса. Всю жизнь он хотел найти его могилу, но поиски не давали результатов: для родных место захоронения оставалось тайной.
Я решил довести дело их жизни до конца и отыскать ту братскую могилу, где нашел покой мой дед. Поиски были долгими. Со временем мне удалось выяснить, что в свою последнюю схватку Борис Павлович вступил 7-го июля 1944-го, в траншейном бою забрав жизни трёх фашистских солдат и офицера. Его похоронили в братской могиле на территории Витебской области.
Первые из полученных документов – наградные к медали «За Отвагу» - указали на деревню Козоногово в Беларуси. Позже выяснилось, что это ошибка - наступление было от местечка Козлишки, а братскую могилу вырыли в 9 километрах от села Видзы Браславского района Витебской области.
Сколько таких братских могил на белорусской земле – страшно представить. Мы уже было решили ехать туда, брать машину, объезжать район – рано или поздно надеялись найти. Параллельно я оставлял сообщения на местных форумах – просил поискать фамилию на мемориальных плитах.
“Нашел покой рядом с боевыми товарищами”
9-го мая этого года я получил фото с братской могилы, на которой было указано имя моего деда. Какие чувства мы испытали – словами не передать! Нас до глубины души растрогало, что памятник ухожен и утопает в цветах, расположен на просторной площади с аккуратными дорожками.
Мы с супругой и детьми, недолго думая, решили навестить могилу Бориса Павловича и поехали в Беларусь. Этим летом, через 78 лет после смерти деда, его первые родственники побывали на могиле. Мы получили разрешение на установку небольшой мемориальной плиты рядом с могилой, положили цветы. И поплакали, конечно.
Нас очень тронула забота, с которой содержатся воинские захоронения. И глава сельского исполкома, и сотрудники – все прилагают огромные усилия, чтобы поддерживать мемориалы в идеальном порядке. И так по всей Беларуси!
Мы ехали через деревни, и везде братские могилы ухожены, везде свежие венки и живые цветы. Как мне рассказала замглавы села Видзы Ольга Гасянец, жители сами высаживают цветы, как только достаточно потеплеет. Пока мы устанавливали плиту, на площади останавливались машины и люди подходили к памятнику. Машины с белорусскими, российскими, литовскими номерами. Старики гуляли с внуками, молодёжь.
Низкий поклон всем, кто сохраняет эту память! Дай бог, чтобы нашлись все погибшие! В том числе, надеюсь, и второй мой дед Василий Мешин.
На мемориальной плите семья Бурдиковых нашла фамилию воина из Бурятии. Буда Сандинович Норбаев (в ряде архивов указано «Сандокович» и «Сандонович»). Орденоносец, истребитель танков, ушедший на фронт в 1942 году из Закамны. Если у Вас есть знакомые из Закаменского района, возможно, найдутся родные героя. Передайте, что он нашёл покой рядом с боевыми товарищами, его имя увековечено, а к памятному месту относятся с заботой и уважением.