приговор
4015
4

«Тяжесть наказания чрезмерна»: В Улан-Удэ разгорается громкий скандал вокруг приговора врачу, не спасшему маленького Захара Котенко

Медики и часть жителей республики горой встали за Алдара Цыденова

Алдар Цыденов (справа) во время вынесения приговора. Фото: infpol.ru

Эта история началась три года назад. Зимой 2019-го наш маленький земляк Захар Котенко попал в больницу с бронхитом. Тогда отцу и матери сообщили, что у их сына подозрение на аспирационную пневмонию – инфекция через лёгкие попала в кровь и поразила все органы.

Спустя две недели после госпитализации мальчик впал в кому в отделении реанимации и провёл в таком состоянии больше половины своей жизни. В конце июля того же года он скончался.

После смерти малыша возбудили уголовное дело по пунктам «б» и «в» части 2 статьи 238 Уголовного кодекса РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, предназначенных для детей в возрасте до шести лет, повлёкшее по неосторожности смерть человека»). Его фигурантом стал врач-реаниматолог детской республиканской клинической больницы (ДРКБ) Алдар Цыденов. В ноябре 2021-го его признали виновным, но реального наказания медик избежал в связи с истечением срока давности.

Сначала ДРКБ обязали выплатить родителям Захара по миллиону рублей в счёт компенсации морального вреда, а Цыденова – возместить судебные издержки – 152 тысячи. Супруги Котенко решили обжаловать приговор, и минувшей зимой Верховный суд РБ направил дело о смерти Захара на новое рассмотрение. В итоге врачу дали реальный срок – четыре года в колонии общего режима.

В прокуратуре Бурятии напомнили, что четырёхмесячный ребёнок с острым бронхитом и дыхательной недостаточностью, поступивший в приёмное отделение ДРКБ, нуждался в медицинской помощи.

- Анестезиолог-реаниматолог, будучи осведомлённым о диагнозе малолетнего пациента и угрожающем его жизни состоянии, не оказал ему надлежащую медицинскую помощь, – подчеркнули в надзорном ведомстве. – В результате у ребёнка произошло длительное кислородное голодание мозговой ткани, что спустя несколько месяцев привело к его смерти.

«Врач – это не слуга»

А ещё Алдару Цыденову на два с половиной года запретили заниматься врачебной деятельностью. Вокруг приговора реаниматологу тем временем разгорается громкий скандал. Врачебное сообщество и некоторые жители республики встали на его защиту.

Помочь коллеге пообещали в медицинской палате Бурятии, которая поставила в известность о наказании Цыденову правовой отдел национальной медпалаты России. Обращение организации появилось в конце июля в соцсетях.

- Есть предположение, что тяжесть наказания чрезмерна, – заявили там. – Конечно, горе родителей неисчерпаемо, и мы сочувствуем им. Но врачебное сообщество обеспокоено тем, что молодые врачи будут просто сбегать из Бурятии, если такая судебная практика у нас всё-таки укоренится. В республике и так огромная нехватка врачей – особенно такой дефицитной специальности, как анестезиолог-реаниматолог.

Реаниматологу хотят помочь оспорить судебное решение и при необходимости даже готовы дойти до Верховного суда России. А ещё его коллеги намерены обсудить с медпалатами других российских регионов и представителями Госдумы правоприменение 238-ой статьи УК. Медики и медицинские юристы требуют убрать из федерального закона № 323 («Об основах охраны здоровья граждан») понятие «медуслуга». И вот почему.

- Врач, доктор – это не слуга. Не прислужник «на побегушках». Каждый, особенно узкий специалист – такой, как анестезиолог-реаниматолог – буквально сокровище. Чтобы стать врачом, уходят десятилетия упорного труда, нервов, времени. Справедливость в отношении Алдара Цыденова должна быть восстановлена, иначе скоро в медучреждениях Бурятии просто некому будет лечить больных, – заключили в организации.

Часть жителей республики поддержали позицию медицинской палаты. Они вовсю собирают подписи под петицией с требованием пересмотреть приговор врачу-реаниматологу и просят проявить по отношению к нему милосердие. По словам одной из наших землячек, на Цыденова просто посыпались все шишки, хотя дежурить в тот вечер мог кто угодно.

- И что теперь, по закону русской рулетки тому, кто оказался на рабочем месте, нужно давать четыре года тюрьмы? Работа врача и без того связана с огромным риском и ответственностью. Люди умирали и будут умирать всегда. А тенденция сейчас такая, что за каждого умершего в больнице хотят сажать как минимум по одному медику, – отметила она. – Речь не идёт о каком-то недавнем выпускнике медицинского института. Это врач с 12-летним стажем, отец троих детей, спасший не одну жизнь за свою деятельность. А он помещён в СИЗО как убийца! Считаю, что такой приговор крайне суров и не принесёт пользы, ни обществу, ни системе здравоохранения. Понимаю горечь утраты семьи Котенко, их боль, желание найти виноватого, соболезную и прошу проявить милосердие к врачу.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях