В начале лета мы уже рассказывали читателям о судьбе бурятского футбола. И выяснили, что дела у этого вида спорта в нашем регионе, мягко говоря, не очень. Тогда вместе с профессиональным тренером Кириллом Белобородовым мы порассуждали о том, что нужно для того, чтобы развивать футбол и удерживать дома ценные кадры. Как выяснилось, почти всё упирается в отсутствие финансирования.
Месяц назад глава Бурятии Алексей Цыденов сообщил, что республика поддержит наших футболистов рублём. Мы решили узнать, сколько средств нужно этому виду спорта, на что они пойдут и можно ли будет с учётом этого говорить о профессиональном футболе Бурятии.
Остаточный принцип
В начале июля из соседнего Забайкалья пришла новость: футбольный клуб «Чита» отказался от участия в предстоящем чемпионате и остановил свою работу из-за нехватки финансирования. Футболисты решили сосредоточить все средства на подготовке подрастающего поколения и направить деньги на развитие детского и юношеского футбола.
Как известно, финансирования не хватает и футбольному клубу «Бурятия». Ждать ему такой же судьбы или нет?
По причине отсутствия денег наши спортсмены не имеют возможности выезжать на важные соревнования. Как отметил главный тренер футбольного клуба «Бурятия» Сергей Бельков, у клуба самый маленький бюджет из всех, участвующих в третьем дивизионе.
- Средства выделяет Минспорта Бурятии - это 3 млн рублей на год. Они выделяются не на клуб, а полностью на Федерацию футбола Бурятии, а там уже распределяются. Выделяются деньги, как правило, на массовые мероприятия, которых у нас много, - это детские и взрослые чемпионаты. Клуб забирает отсюда сумму по остаточному принципу, - комментирует он.
Без зарплат и за свой счёт
Уже подсчитано: для нормального существования ФК «Бурятия» нужно 6 млн 800 тыс рублей в год. На эту сумму подали смету, однако власти одобрили лишь чуть меньше половины. Для 28 игр в год этих денег мало.
- Деньги уходят в основном на питание на выездах и во время тренировочных мероприятий, которые должны проходить раз в месяц. Я как тренер должен обеспечивать игроков питанием и витаминами. С февраля по октябрь, каждый месяц. Плюс выезды - железнодорожные переезды и авиаперелёты. На форму, например, мы средства уже изыскиваем. Этот пункт прописан в смете, но на него даже не смотрят. Из той суммы, которую нам выделяют, мы уже сами исходим, что нам убрать. Убираем экипировку, потому что не можем же исключать питание и витамины. Зарплату судей мы в смету даже не закладываем. На их проживание и проезд мы тоже средства ищем, - говорит Сергей Бельков.
Искать деньги самим приходится и на взносы для участия в чемпионатах - это 250 тысяч рублей. Не отказывают футболистам в спонсорской помощи в основном знакомые предпринимателеи. Однако этих средств хватает только на то, чтобы провести мероприятия в городе.
- Футбол держится на энтузиастах. Футболисты не только не получают никаких зарплат, но ещё и теряют свои средства. У каждого из них есть основная работа, но они берут отгулы и отпуска за свой счёт, чтобы выехать на соревнования. Все любители и приходят из-за любви к футболу, - рассказывает тренер. - Если говорить о профессиональном футболе, то тут понадобится уже как минимум 50 миллионов в год на то, чтобы содержать команду мастеров - там раз в неделю игра и зарплата каждый месяц.
Сегодня игрокам ФК «Бурятия» не хватает денег на то, чтобы выехать на соревнования в пять городов - Новосибирск, Томск, Барнаул, Бийск и Междуреченск.
Готовы ли власти Бурятии поддержать футболистов? Как сообщил Сергей Бельков, глава республики не против этого, но делать какие-то выводы ещё рано, беседы с ним пока не состоялось. А сейчас ФК «Бурятия» ждёт ответа из регионального Министерства финансов на очередную заявку о выделении средств на ближайшие матчи.
Раньше было лучше?
Обращаясь к опыту прошлых лет, известный в Бурятии автор книг о футболе, спортивный обозреватель и профессор БГУ Анатолий Карпов отметил, что вопрос финансирования спорта всегда сложный и длительный.
- В советские времена футбол финансировался в основном за счёт бюджетных средств, которые шли через профсоюзные организации. В каждом районе был свой профсоюз, который это регулировал. Например, профсоюзы помогали распространять футбольные абонементы. Допустим, стадион вмещал 10 тысяч болельщиков, они могли распространить 5 тысяч абонементов. И это была хорошая сумма, которая могла пойти на содержание команды, - рассказывает он.
В отличие от нынешней ситуации в мире футбола, команды были закреплены за крупными предприятиями, среди которых были авиазавод, ЛВРЗ, РЖД. Однако футболисты пару раз в месяц должны были появляться на заводе в качестве работников и при этом получали зарплату и хороший разряд. Иногда их просили сыграть за заводскую команду на любительских мероприятиях.
- Также, в любой футбольной команде был начальник, который искал спонсоров. Ими могли быть средние предприятия, колхозы, совхозы. В каждом регионе придумывали свои формы инвестиций в футбольную команду. Практика осталась и до сегодняшнего дня, хотя трудно это делать, потому что раньше не было юридически оформленных правил содержания спорта, - говорит Анатолий Карпов. - Начиная с 1991 года до сегодняшнего дня идет поиск юридически правильной формулы создания модели профессионального клуба. И её до сих пор нет.
Любительский футбол в регионах, как уже было сказано и ещё раз подтверждено Анатолием Карповым, держится исключительно на энтузиазме, и говорить о профессиональном спорте пока, увы, не приходится. Ведь футбол - это не только деньги, но и тренерский состав, талантливые кадры, площадки и так далее.
Сегодня игроки и тренеры, не получая никаких выплат, ходят на стадион исключительно ради любви к спорту. Иногда даже вносят свои деньги.
- В некоторых регионах, если есть возможность, открывают небольшие госбюджетные источники, и чаще всего денег хватает на оплату проезда, питание и медвосстановление. Но всё очень скудно. Особенно с учётом географии сибирского и дальневосточного футбола. Это огромные разъезды. Непонятны и тарифы на многие услуги. Бюджет на сезон рассчитывают в декабре, но уже в феврале всё может измениться - и тарифы, и обстановка в мире, - заключил Анатолий Карпов.