Август уже настал, а это значит, что пора готовиться к новому учебному году. Для кого-то это уже ежегодный ритуал, а кто-то впервые покупает своему чаду школьную форму и принадлежности. Но для того, чтобы быть готовым к первому сентября, канцелярии и рюкзака недостаточно. Нужно подготовиться морально, и психолог Виктория Афанасьева расскажет как.
Готовим ребенка
Многие родители считают, что подготовка к школе — это научить ребенка читать, считать и выводить «крючки да закорючки». И такой арсенал должен обеспечить малышу отличную почву для обучения в школе, но немаловажным аспектом в подготовке являются внутренние личностные качества. К таким психолог относит уровень приспособленности к новым условиям, а также самостоятельности и самообслуживания, усвоение социальных норм и правил.
- В шесть-семь лет меняется весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, - замечает Виктория Афанасьева.
Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В поддержании у первоклассника этой позиции неоценимая роль принадлежит родителям. И у специалиста есть советы для мам и пап первоклассника.
- Ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе, - заметила психолог.
По словам Виктории Афанасьевой, существует такое понятие, как частичная готовность к школе. Первоклассник может с трудом усваивать новые знания, ему требуется дополнительное время. Но зачастую учебные программы рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности. Важно помнить, что в семь лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него.
Давайте разберем подробнее этот поворот в жизни малыша. Что именно может измениться в его характере, поскольку возраст очень важен для закладки основных качеств оного.
- Дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя позиция, - отмечает Виктория.
Но тут главное помнить, что у детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому, особенно в первом и втором классах. Слова взрослого и его оценка очень важны для ребенка, поэтому нужно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя.
- Похвала - мотив достижения цели. Ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, - мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики и самооценки.
Из сада в школу
От чего же тогда зависит успешность ребенка в школе? И почему опыт одних мам говорит о позитивном влиянии домашнего воспитания перед школой, а другие родители вместе с педагогами нередко отмечают у несадовских детей частые пропуски по болезни, повышенную утомляемость и даже нервные срывы, коммуникативные трудности и сложности в самоорганизации и принятии школьных правил?
- В действительности на благополучное обучение ребенка в школе оказывает влияние не место, где он провел первые семь лет своей жизни, а степень сформированности различных сторон его личности, - говорит Виктория Афанасьева.
Психолог отмечает, что можно выделить три критерия готовности малыша к школьному обучению.
- Интеллектуальный и психологический
Ребенок, воспитанный в свободной домашней среде, может быть в школе очень развитым и инициативным. Однако у выпускника детского сада больше вероятность получить систематизированные знания и привычку к регулярным занятиям, а также навык самоорганизации, что упрощает будни будущего школьника.
- Эмоциональный
«Домашние» дети более непосредственны и уязвимы в эмоциональном отношении, им бывает сложно заниматься, возникают усталость и головная боль.
- Социальный
По этому критерию детский сад тоже дает больше возможностей ребенку, ведь ни детская площадка, ни секция или кружок не обеспечивают стихийного общения в случайно подобранном коллективе.
Но родителям не стоит беспокоиться, что их чадо будет отставать в учебе или станет изгоем в классе из-за того, что не ходил в детский сад.
Без трудностей никуда
Каждый первоклассник переживает свою новую роль по-своему, и вряд ли найдется ребенок, который с первого звонка будет прилежно сидеть за партой.
Успехи ребенка в школьной жизни зависят от большого числа факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать учебную деятельность, сознательно подчинять свои действия правилу, принимать систему новых требований и норм поведения, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания.
Если у ребенка начались проблемы, необходимо поговорить с учителем и понять, в какой сфере ему сложно. А также применять основные принципы индивидуальной помощи в школе и дома.
Как правильно?
- Помощь должна осуществляться в текущей ситуации, например в задании на дом, чтобы поддерживать мотивацию ребенка.
- Дать почувствовать ребенку любовь и принятие независимо от школьных успехов.
- Ограничить время занятий до полутора часов, но проводить их с полной отдачей.
- Исключить оценочные высказывания.
- Учитывать естественный темп ребенка.
- Развивать устную речь и максимально использовать его умственную энергию.
- Необходимо в обучение включить элементы игры.
- Что будет заложено в возрасте 6–11 лет, то и станет его характером. Поэтому и от учителя, и от родителей требуются терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям и, самое главное, помочь поверить в себя, - подытожила психолог.
Как помочь ребенку стать самостоятельным:
- не стесняйтесь хвалить его за правильное поведение;
- давайте ему посильные поручения, которые малыш сможет сделать;
- сначала покажите сами, потом сделайте вместе;
- в ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему ошибку и приободрить тем, что с практикой все получится;
- в конфликтных ситуациях предоставляйте возможность выбора и старайтесь договориться;
- приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что чувствует;
- как бы ни были необходимы запреты, применять их следует в ограниченном количестве. Мы добьемся большего, если в ответ на непослушание попытаемся переключить внимание ребенка на что-то другое;
- в процессе воспитания необходимо очертить рамки возможного, чтобы ребенок ясно представлял себе границы допустимого поведения. Помните, что организация безопасного пространства для ребенка целиком лежит на родителях.