Улан-удэнские разбитые фонтаны, заброшенные парки и пустыри остаются в прошлом.
Но жители столицы не всегда удовлетворены качеством исполнения, новаторскими решениями и неспешным развитием города. А если взглянуть на наш город с точки зрения профессионала?
Мы обсудили главные изменения облика столицы Бурятии с архитектором Натальей Цыбикдоржиевой. В погожий денек мы прогулялись по историческому центру Улан-Удэ и поговорили о плюсах, минусах и недоработках в дизайнерских и архитектурных решениях.
Площадь Советов и странные навесы
Начали свою прогулку мы с главной площади Улан-Удэ. И повод для этого есть: в этом году там появился мини-парк с фонтанами, скамейками, урнами и топиариями.
- Сейчас хотя бы есть попытки и понимание того, что на такой огромной площади нужна зона отдыха. В советское время здесь был густо засаженный парк. Несколько десятилетий назад парковую зону сократили и перенесли ближе к зданию администрации. И там прекрасное место - газон, цветы, ели. Но сама площадь казалась пустой и безликой. И если смотреть с точки зрения проведения досуга, делать здесь было нечего. Да, отличное место для катания на велосипедах, роликах и самокатах, но не было даже скамеек, чтобы родители могли присесть и отдохнуть, пока дети развлекаются, - считает Наталья Цыбикдоржиева.
Но обновленное место вызвало много вопросов. Например, странная форма навесов над скамейками.
- Да, такой навес не скроет от дождя. Называется такое сооружение пергола, она применяется для других целей. Видите волну? А обращали внимание, что палки тоже скреплены под разными градусами? Специальная технология, с помощью которой делаются такие навесы, создана, дабы создавать тень. Когда солнце встает под определенным углом, то тени от отдельных палок сливаются в одну. Если бы здесь поставили сплошные крыши, то это выглядело бы слишком грубо и не было бы легкости в этих сооружениях, - объяснила архитектор.
Да и в целом с навесами на новой площадке ничего не понятно. На левой стороне скамейки поставлены в круг, а в середине зонтики, под которыми, по задумке, можно было бы скрыться и от палящего солнца, и от осадков. Однако размер укрытия намного меньше площади, которую они должны охватить.
И в такой ситуации отдыхающие должны выбрать - расположиться на комфортных лавочках под палящим солнцем или ливнем либо скрыться от погодных явлений, но стоя.
- Это проблема непродуманности, хотя функционально понятно, что тень создать необходимо. Но тогда нужно было тщательнее продумать габариты. И, кстати, ничего не мешает заменить верхнюю часть этого зонта. Или саму конструкцию. Зачем он здесь, если он не выполняет свою главную функцию? - говорит Наталья.
Главными объектами притяжения стали декоративные топиарии и фонтаны. И если зеленые фигуры выглядят более чем уместно и пользуются популярностью среди отдыхающих, то фонтаны бурных оваций не вызывают.
- Фонтан не вписывается в эту конструкцию. Если смотреть на габариты главного сооружения - памятника Ленину, то понятно, что фонтан здесь должен быть более массивный. А сейчас он выглядит, как питьевой фонтанчик. Уж если и делать эту зону с фонтаном, то он должен быть, например, в форме прямоугольника, более протяженный. Ну и задача таких сооружений - нести эстетическую нагрузку, а здесь этого нет. Если рассматривать с точки зрения функциональной нагрузки, например, как скамейку, на которую можно присесть, то мы встречаем препятствие в виде слишком высоких бортов. В этом случае, если делать высокую чашу, то и струи должны быть выше и больше в диаметре, - высказала свое мнение архитектор.
Соборная площадь и исторический подтекст
Идеальное место для уединения в центре города. Тишина, вид на отреставрированный собор и здания старой постройки погружают в атмосферу спокойствия и равновесия.
Но и здесь есть свои минусы, например отсутствие тени.
- Не хватает здесь посадочных мест и, конечно же, тени. В солнечную погоду будет невозможно сидеть. Нужна теневая часть - какие-то навесы, перголы. Но это нужно правильно сопоставить, потому что сама аллея небольшая и расположена вдоль малоэтажных памятников зодчества, - говорит Наталья Цыбикдоржиева.
К тому же в этой исторической части города наверняка еще будут изменения. И акцент стоит делать именно на культурной составляющей прогулочной зоны.
- Если эти здания отреставрировать не только с одной стороны, а красиво их обустроить, как, например, в Этнографическом музее, то это было бы еще и познавательно. А сейчас мы можем увидеть только вот такие таблички и красивый фасад, но если мы посмотрим на дом чуть сбоку, то увидим полуразрушенное здание, - отмечает архитектор.
Однако все не так просто: чтобы памятники культуры сохранили свою историческую ценность, ремонтировать их можно только после официального разрешения властей. К тому же это достаточно затратное мероприятие.
- Даже если это здание выкупит коммерция, то разрешения все равно нужны. Для ремонта необходимо привлекать специальную бригаду, которая имеет лицензию, при ремонте необходимо использовать материалы определенного качества. Все это очень долго и связано с различными бюрократическими препятствиями, - объяснила Наталья.
Площадь Революции и насаждения
Вторая по величине улан-удэнская площадь, реставрацию которой критиковали жители столицы, - площадь Революции.
- Здесь использована хорошая плитка, как и на Соборной. Выложены рисунки, благодаря которым происходит визуальное разделение зон. И красиво это смотрится не только когда ты находишься на самой площади, но и сверху, - выделила плюсы реставрации архитектор.
Но, как и на Соборной, здесь не хватает теневых зон.
- Нужно понимать, что здесь большие навесы будут смотреться не совсем уместно. Это будет перегруз. Но вот деревья на зеленых островках были бы как нельзя кстати. И красиво, и теневая зона была бы создана. В целом насаждений здесь хватает. Например, зона возле сухого фонтана через год-два будет выглядеть не так «лысо», потому что деревьям нужно время, чтобы вырасти хотя бы до двух метров. Кусты вдоль дороги тоже прекрасное решение. Когда они подрастут, им наверняка придадут какую-то форму и они будут служить изгородью. Это поможет скрыть от глаз парковку и дорогу, - считает архитектор.
Меня же как простого жителя города смущал сухой фонтан. На его месте хотелось бы видеть продолжение искусственно созданной аллеи, а не голый пустырь.
- Насколько я знаю, проходило голосование среди жителей. И фонтан как раз таки стал главным желанием самих жителей. И в целом хотелось бы сказать, что нашим жителям нужно приучаться к культуре поведения, бережливости по отношению к тому, что делается, - говорит Наталья Цыбикдоржиева.
Это необходимо
Но главная проблема Улан-Удэ все еще остается нерешенной.
Вопросы вызывают две зоны - территория вдоль Уды со стороны Батарейки и улицы Трубачеева. А также полублагоустроенная набережная, которая начинается от «Пионера» и идет вдоль центральной части города.
- Центральная часть города стоит на двух реках, но взглянуть без слез на все это просто невозможно. Нет тротуаров, повсюду куча сорняков, берег весь илистый. Людям негде прогуляться и насладиться видами на реки. Сначала рассмотрим, так скажем, «центральную набережную». Её реконструировали, но сделали только голый асфальт, бетонные ограждения и поставили пару скамеек. Это сложно назвать благоустройством, - считает архитектор.
В первую очередь, для уюта и приятного нахождения, там нужно увеличить количество зеленых насаждений и цветов. Однако это очень затратное и непростое дело.
- Нужно иметь в виду, что благоустройство этой набережной требует системного, планового подхода. Протяженность площади большая, поэтому, прежде чем заниматься насаждениями, нужно тщательно продумать план. Решить, какие именно растения будут здесь располагаться. Для чего? Чтобы понимать, что изначально нужно сделать - установить систему полива или высадить растения. Вопрос в том, что есть деревья с открытой корневой системой, которые высаживают с помощью техники. И если вдруг получится так, что в один год выделили деньги и сделали искусственный полив, а на следующий все это перевернули и испортили, то далеко в благоустройстве мы не уйдем, - объяснила Наталья Цыбикдоржиева.
Но только озеленением в данном случае не обойтись. По всей протяженности есть множество пустырей и заброшенных участков, которые находятся в собственности у частных лиц.
- Это создает очень много бюрократических препятствий. Вся эта территория уже много лет назад была разделена на небольшие кусочки, и теперь там очень много собственников, которые не торопятся благоустраивать свои участки. Муниципалитет не может их отобрать, а сами люди не готовы эти земли продавать, - рассказала Наталья.
Территория вдоль Уды тоже вызывает много вопросов. Только в этом году частный инвестор начал благоустройство небольшого участка в районе Батарейки, но этого недостаточно.
- У нас в городе очень мало пешеходных природных маршрутов. Раньше здесь был пешеходный мост через реку, теперь же он не функционирует. И если даже отсыпки рек не делаются, то о пешеходных и велодорожках и речи нет. Хотя потенциально это прекрасная пешеходная зона. Эта тропа несла бы не только эстетическую нагрузку, но и функциональную. Все мы видим, что сейчас очень популярны стали самокаты, велосипеды. Люди могли бы оставлять свои автомобили и в летнее время перемещаться по городу на таком виде транспорта. Это бы вдобавок разгрузило транспортную сеть. Эту зону можно украсить фонарями, подсветкой, сделать смотровую площадку возле памятника основателям Верхнеудинска, - высказала мнение архитектор.
Нужно подтянуться
По мнению Натальи Цыбикдоржиевой, столице Бурятии все еще есть к чему стремиться. Например, необходимым шагом в улучшении внешнего вида города является зачистка улиц от яркой, кричащей рекламы.
- Нужно перенимать опыт у других стран и городов, смотреть, как у них все устроено. В принципе, многие моменты можно закрепить законодательно. Вот, к примеру, во многих городах для каждого микрорайона или улицы прописаны свои нормы по рекламе, цвету фасадов. Где-то за границей, кажется, в Англии, в одном из городов прописано даже то, какого оттенка шторы должны быть на окнах, которые видны всем. Я, конечно, не говорю, что нужно до такой степени ограничивать жителей, но рамки поставить, для того чтобы был порядок, необходимо, - считает она.
Также, по мнению эксперта, в Улан-Удэ не хватает познавательной и исторической информации.
- Взять, например, наш Арбат. Каждый дом по-своему создал историю нашего города. Можно ведь разработать дизайн-код, таблички, на которых будет информация из истории современности и какие-то интересные факты с момента основания города. Еще нам пора бы отказаться от заезженных скульптур. Везде у нас стоят монолитные глыбы - то птички, то фигуры. Это уже несовременно. Нам нужен новый эстетический подход, чтобы создавать интересные архитектурные формы. Привлекать молодых дизайнеров и художников, которые смогут сделать что-то оригинальное. То, что можно будет рассматривать, - считает Наталья Цыбикдоржиева.
И третьей необходимостью архитектор считает создание велосипедных дорожек, расширение и озеленение дорожных сетей.
- Однозначно, нашему городу и дорогам нужны зелень и безопасность. Сейчас появились электросамокаты, велосипеды, это опасно. Здесь нужна концепция. Распечатать баннеры, на которых видна вся дорожная сеть. Взять карандаши и порисовать, провести, состыковать линию, а потом приступать к частичному, поэтапному воплощению. Это возможно сделать только глобальной концепцией. Эту проблему не решит одна проектная компания, не решат и двадцать проектных компаний. Все это должно создаваться вместе с администрацией, которая в курсе информации о дорожных сетях, инженерной составляющей подземных коммуникаций, - говорит Наталья Цыбикдоржиева.
В любом случае, изменения в облике города видны, однако спорные и сложные моменты все еще остаются. По словам нашего эксперта, все решаемо, если подходить к процессу скрупулезно, размеренно и с четким планом. Смогут ли это сделать столичные власти - покажет время.