Этим летом стало известно, что шведкая «Ikea» – одна из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома – сворачивает работу в России. До этого компания заявляла лишь о закрытии своих заводов и увольнении части сотрудников.
- За последние несколько месяцев ситуация с бизнес-процессами и цепочками поставок по всему миру сильно ухудшилась. Мы не видим возможности возобновить продажи в обозримом будущем, – цитировала представителей «Ikea» интернет-газета «Lenta.ru». – Как следствие, ГК «Inter IKEA» и «Ingka» приняли решение сократить масштаб бизнеса в РФ. Это трудное решение, но мы верим в то, что оно необходимо.
Розничный бизнес в России компания поставила на паузу, а товары, которые находятся сейчас на складах, решила распродать сотрудникам и клиентам. Всего в стране насчитывается 17 гипермаркетов «Ikea». Согласно данным сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», выручка управляющей сетью в России компании ООО «Икеа Дом» в 2020 году составила 123,1 миллиарда рублей, писала «Lenta.ru».
Наши соотечественники тем временем вовсю продают в Интернете мягких акул от «Ikea» под названием Блохэй (Blåhaj). Бешеную популярность эта игрушка начала набирать года четыре назад. Россияне уже тогда повально покупали «икеевских» акул, помещали плюшевую рыбу в привычные интерьеры и выкладывали в соцсетях забавные снимки с хэштегом #акулаизикеи.
Длина стандартной игрушки – один метр, весит она около 600 граммов. На фоне ухода компании из России цены на акул стали поистине космическими. Если в магазинах их продавали по 1500-2500 рублей, то на популярном сайте «Авито» сейчас просят по 200-500 тысяч. За такие деньги мягких рыб готовы отдать в соседнем Иркутске и Ангарске.
Кто-то из жителей столицы Приангарья выставил акулу на продажу за 10 тысяч рублей, а кто-то – за два с половиной миллиона, чуть ли не по цене однокомнатной квартиры. Ещё дальше пошли в Чите – там игрушку продают за 4 миллиона 550 тысяч. Хозяин пишет, что согласен обменять её и на благоустроенную «однушку» в краевом центре.
Улан-удэнцы не поддались общей истерии вокруг «Блохэй» из закрывшейся «Икеи». На «Авито» лишь три таких объявлениz и цены довольно демократичные – 1200, 1700 и 2300 рублей. Чем больше игрушка, тем дороже.
Ещё в марте возникший из-за акул ажиотаж высмеяли в telegram-канале «Dankest Memes». Его создатели с помощью мема показали, как могла бы выглядеть торговля дефицитными акулами «из-под полы», сделав отсылку к известному советскому фильму «Иван Васильевич меняет профессию».
В сцене, обыгранной на картинке, герой Александра Демьяненко тайком выбирает детали для своего изобретения у местного спекулянта.