футбол
9724

«Все благие пожелания остались на бумаге»

Спортивный обозреватель Анатолий Карпов рассказал о перспективах развития футбола в Бурятии

Фото: freepik.com

Анатолий Степанович Карпов - профессор кафедры немецкого и французского языков ИФМК БГУ и автор нескольких книг о футболе и его развитии в Бурятии. В мире этого вида спорта его имя известно каждому. Более 50 лет Анатолий Степанович погружён в тему футбола, долгое время писал о нём газетные отчёты и аналитические статьи. В 90-е и начале 2000-х сотрудничал он и с нашим изданием. 

28 августа Анатолию Карпову исполняется 70 лет. И в преддверии юбилея мы ещё раз подробно поговорили о футболе, его перспективах в Бурятии, а также немного затронули его историю в рамках нашей республики. 

- Анатолий Степанович, чего следует ждать от футбола Бурятии в этом году? Есть ли у этого вида спорта шансы на развитие? 

- В этом году намечается определенный бум в футбольной жизни Бурятии. После пандемии и вследствие ряда санкций и бойкота российского спорта следует увеличение числа соревнований на территории РФ в составе международных союзов и федерации, это традиционные турниры: чемпионат РБ, кубок РБ, мини-футбол, ветеранские турниры. 

Стало гораздо больше и детско-юношеских турниров, активно развивается женский футбол, идёт работа дирекций по строительству и эксплуатации спортивных сооружений, коммерческих школ футбола. 

Вновь вернулся интерес печатных и электронных СМИ Бурятии к нашему виду спорта. Люди соскучились по футболу, даже в отсутствие рекламы иду на стадион. Однако крайне недостаточно зрителей на весьма представительных юношеских и детских турнирах, основная аудитория - это сами участники и их родители. 

История падения

- Обратимся немного к истории: всё же почему футбол Бурятии из профессионального перешел в любительский спорт? 

- За годы своей более чем столетней истории футбол в Бурятии превратился в подлинно массовый и народный вид спорта. Он всегда собирает самую многочисленную аудиторию. На протяжении почти 50 лет – с 1958 по 2003 годы – Улан-Удэ был представлен в большом футболе. В последние годы своего существования ФК «Селенга» переживал не самые лучшие времена. По завершении сезона 2003 года правительство Бурятии и администрация Улан-Удэ прекратили финансирование футбольного клуба из бюджетных источников, что автоматически привело в дальнейшем к исключению улан-удэнского клуба из состава участников российского чемпионата. 

С 2004 года по настоящее время с перерывами сборная Бурятии по футболу участвует с переменным успехом в чемпионате лучших любительских коллективов Сибири. 

- Пытался ли кто-то спасти возникшую тогда ситуацию с футболом и предпринимаются ли попытки спасения сегодня? 

- В конце 2003-го и на протяжении 2004-го руководитель республиканского агентства по физической культуре и спорту Владислав Бумбошкин неоднократно публично заявлял, что вынужденный перерыв во всероссийских соревнованиях нужно использовать для кардинального реформирования всего республиканского футбольного хозяйства, пересмотра политики подготовки подрастающей смены, создания условий для строительства подлинно профессионального футбольного клуба – и не с крыши, как это уже укоренилось в нашей местной практике, а с прочного, надежного фундамента. 

Увы, все благие пожелания остались на бумаге. Глобальные вопросы развития футбола ни разу не обсуждались на коллегиях Минспорта. Из года в год сокращалось число постоянных участников крупных республиканских соревнований. О футболе власти республики, города, районов вспоминают только в период проведения какого-то именного турнира или сельских игр. 

Чтобы не отставать от развития футбола соседних регионов, все входящие в Федерацию футбола Бурятии команды и общественные организации в меру своих возможностей стремятся преодолеть кризисные тенденции в развитии самого популярного игрового вида спорта в республике. 

О трудностях

- Какие, на Ваш взгляд, проблемы сегодня тянут региональный футбол на дно? 

- К управлению российским футболом в последние годы пришли люди, которые мыслят научно-производственно, их интересуют бизнес-технологии, финансовые потоки, рыночные механизмы, максимальная выгода при минимальных затратах, корпоративная система взаимоотношений. Чисто спортивная составляющая в ряду этих понятий составляет мизерную долю. 

Перспективам же развития футбола в Сибири и на Дальнем Востоке за последние 30 лет практически не уделялось никакого внимания. Здесь команды и клубы варились в собственном соку. Поэтому возникали команды-однодневки, собранные наспех из «легионеров-шабашников». Наиболее талантливых воспитанников местного футбола также наспех и без оформления юридических и финансовых обязательств «вырвали» в более обеспеченные клубы - так вымывался футбольный гумус из плодородной сибирской почвы. 

Вдобавок у нас преобладает национально-культурная специфика в выборе приоритетных видов спорта. Например, если глава региона всем видам спорта предпочитает хоккей, понятно, какой вид спорта будет в этом регионе номером один. 

Отдельная и большая проблема, кто и как готовит на местах спортивных управленцев – от главного тренера команды до руководителя комитета или министерства. Подходы к системной организации школы управления и менеджмента на федеральном уровне меняются в сторону многоступенчатости и конкурентного соперничества, но в регионах, в том числе в Бурятии, практически всё остаётся на прежнем старозаветном уровне. 

- Как Вы думаете, почему Бурятию покидают талантливые футболисты? 

- Если речь идет о молодежи, то это общий тренд. С таким же успехом можно задать вопрос, почему, например, уезжают художники, сантехники, программисты... Есть универсальный ответ с разными вариациями. Статистики здесь точно нет. Число уехавших сантехников, скорее всего, превышает число уехавших футболистов. 

Из числа уехавших футболистов в относительно раннем возрасте наилучших результатов добились единицы: Евгений Пономарев, Максим Осипов, Артур Кобунов, Игорь Дружинин. Известны фамилии ещё шести-семи футболистов – выходцев из Бурятии (в возрасте от 15 до 19 лет), которые пока ещё пробуют свои силы в фарм-клубах профессиональных российских команд. 

Уезжают и Бурятии, к сожалению, и тренеры, которые уже проявили себя потенциально способными наставниками - например Кобунов, Рубашкевич, Клюев, Берёзкин, Царапкин. 

Это происходит из-за отсутствия в Улан-Удэ надлежащей материально-технической базы, нерегулярного финансирования, неразвитого менеджмента и, в конечном итоге, в связи с призрачными шансами на восстановление профессионального статуса республиканского футбола. 

В Бурятии выросло целое так называемое потерянное поколение футболистов - талантливых, одарённых, но так и не сумевших в силу выше обозначенных и других причин стать официально признанными мастерами кожаного мяча. И их ряды, увы, с каждым годом только пополняются. 

Но здесь есть и обратная сторона медали. Коммерция футбола коснулась и системы подготовки резервов. Не всегда за броскими вывесками элитных футбольных «академий» можно встретить отлаженный механизм формирования будущих футбольных звёзд. По ошибке или по незнанию родители сами могут отдать своих детей в руки авантюристов. Как сложится судьба юного дарования в новой образовательной сфере – это всегда лотерея, но не всегда с гарантированным выигрышем. 

- Если почти все проблемы упираются в финансирование, то кто и как способен выделять средства на развитие футбола в регионе? 

- Развитие футбольной инфраструктуры, возрождение профессионального клуба – это дело не только футболистов и тренеров. Здесь поддержку должны оказывать власти. Потому что, если люди будут ходить на стадион, это будет моральной социальной разгрузкой для населения. А мы уже начинаем забывать об атмосфере настоящего спортивного праздника на улан-удэнском стадионе. 

Не нужно просить у властей деньги, власти должны осуществлять внешний менеджмент, а не просто давать средства с барского плеча. Спортсмены не должны чувствовать себя нахлебниками, просителями. Методы создания профессиональных клубов уже достаточно хорошо известны и адаптированы. Клуб не должен быть только бюджетным, это государственно-частное партнерство. Власти могут помочь найти инвесторов, в конце концов, использовать свой административный ресурс, а не заставлять ходить спортсменов по одному и тому же кругу с шапкой. 

Чтобы получить финансовый и социальный эффект, нужна системная эксплуатация построенных или планируемых спортивных объектов. 

О футболистах и теневом влиянии

- А можете привести в качестве примера имена уроженцев Бурятии, чья судьба в футболе сложилась удачно здесь, на родине? 

- Болельщики Бурятии не избалованы громкими победами футболистов на зональных чемпионатах страны. Но в истории развития футбола республики есть имена, которые стали не только символом высокого игрового мастерства, но и послужили примером верности родному городу, как олицетворение патриотизма и мужества. 

Например, воспитанник республиканского футбола Александр Алфёров добился выдающихся результатов в тренерской работе: вывел в футбольную национальную лигу красноярский «Металлург» и иркутский «Байкал», неоднократно признавался по итогам сезона лучшим тренером Сибири и Дальнего Востока. 

Сергей Иванов. тренер футбольной команды ЛВРЗ, был удостоен звания заслуженного тренера России за подготовку Александра Павлуцкого – победителя крупных международных соревнований среди слабослышащих спортсменов. 

Роман Галимов, нынешний председатель президиума Федерации футбола Бурятии, – один из немногих в Сибири и на Дальнем Востоке футбольных арбитров Российской премьер-лиги, обладатель высшей судейской лицензии. 

Улан-удэнские зрители, которые приходят поболеть за «Бурятию» на Центральный стадион, с нетерпением ждут появления на поле таких опытных игроков, как Рябованов, Галданов, Белобородов, и совсем молодых футболистов — Широнова, Старцуева, Бурункуева. Они уже стали любимцами публики и кумирами для подрастающего поколения. 

- Что Вы можете сказать о подрастающем поколении местных футболистов? 

- У нас нет преемственности поколений, прервана связь времен. Что знают наши юные и молодые футболисты об истории футбола Бурятии, первопроходцах игры в кожаный мяч, о былых кумирах? Практически ничего. 

С тех пор как закрыли профессиональный футбол, растворились и потерялись цели, критерии оценки качества подготовки спортсменов, нет места и для мотивирующих факторов и реального прогресса достижений. Да и для самих спортсменов нет постоянной базы, чтобы сравнивать свои способности с умениями сверстников из других регионов, где футбол если не процветает, то хотя бы живёт надеждой. 

- Есть ли в республике влиятельные люди, способные вывести бурятский футбол из тени? 

- Я считаю, что развитию футбола Бурятии помогло бы участие в главных республиканских турнирах представителей авиазавода, ЛВРЗ и всех без исключения сельских районов. Увы, это всё в далёком прошлом. 

Своё веское слово могли бы сказать видные деятели политической жизни, бизнеса республики, но и здесь пока почти полный штиль. Активисты футбола не раз предлагали, например, Максиму Булавину — активному деятелю партии «Новые люди», основателю филиала московской академии «Спартак юниор» в Улан-Удэ — войти в состав президиума общественной организации, но он отклонял это предложение. Очень хотели бы спортсмены и тренеры видеть в составе своей организации Вячеслава Цыбикжапова – зампредседателя правительства Бурятии, в недалеком прошлом очень неплохого и популярного футболиста гусиноозерского «Шахтёра». Но и здесь встречная инициатива не наблюдается. 

- В Бурятию часто приезжает наш земляк, известный футболист Владимир Гранат. Имеет ли возможность он повлиять на развитие бурятского футбола? 

- Владимир Гранат - самый известный воспитанник детско-юношеского футбола Бурятии. Вот у кого все обстоятельства сложились в нужный пазл: беззаветная любовь к футболу, привитая ещё отцом и развитая первым тренером Владимиром Белобородовым, воспитанные с ранних лет в многодетной семье правильные нормы жизни, прежде всего трудолюбие и готовность помогать другим, удачно выстроенная траектория профессионального роста. 

Не всё в его профессиональной карьеры складывалось гладко. Основную школу профессионального футбола он прошёл в московском «Динамо» и себя считает прежде всего динамовцем. Играл за национальную сборную России, участник чемпионатов Европы и мира. Заслуженный мастер спорта не теряет связь с родным Улан-Удэ, старается по возможности помочь развитию детско-юношеского футбола Бурятии. На протяжении нескольких лет проводит в Улан-Удэ турниры и «Кубок друзей». 

Но, к сожалению, у Владимира Граната накопился негативный опыт общения с улан-удэнскими чиновниками. Он планировал с помощью муниципальных властей и единомышленников создать в столице Бурятии свою школу футбола, но мэрия во главе с Голковым заволокитила хорошую идею. 

Не раз докучали Владимиру и люди, примазавшиеся к футболу и выпрашивающие у него финансовую поддержку для каких-то своих «фантастических» проектов. Возможно, это как-то оттолкнуло Владимира от общения с представителями взрослого, любительского и полупрофессионального, футбола Бурятии. Во время его кратких пребываний в Улан-Удэ нет места для встреч с болельщиками, членами Федерации для широкого и заинтересованного разговора о дальнейшей судьбе футбола Бурятии. А потенциал Граната сейчас гораздо больше — он учится на тренера высокой квалификации.

Выводы

- Подводя итог нашей беседы, скажите, есть ли всё же какие-то надежды на развитие футбола в Бурятии? 

- Вопреки всем трудностям сборная республики по футболу после очередного вынужденного перерыва в 2022 году вполне достойно выглядит в первенстве лучших любительских клубов Сибири. Командой руководят практически на правах волонтёров Сергей Бельков и его помощники. 

Финансовое положение сборной до сих пор неустойчивое, но сохраняется надежда, что для продолжения участия в зональных соревнованиях команде будут выделены дополнительные бюджетные средства. Отлично показывают себя представители детского-юношеского футбола. 

В конце 2021 года глава республики и руководитель Российского футбольного союза Александр Дюков наконец-то подписали соглашение. Несмотря на то что это типовой документ, в нём есть конкретика в отношении нового статуса детско-юношеской футбольной школы, специализированной подготовки и повышения квалификации тренерского состава, обеспечения сертифицированных стадионов новыми полями с искусственным покрытием и строительства нового игрового манежа. Первое рабочее совещание по реализации пунктов данного соглашения состоялось в середине июля 2022 года в Министерстве спорта Бурятии под руководством Вячеслава Цыбикжапова. 

Пока нет никаких гарантий, что стартовые проекты данного соглашения будут своевременно реализовываться, учитывая, что их осуществление возможно только на условиях софинансирования.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях