реконструкция
11547

Строителей заподозрили в использовании «бэушного» материала во время реконструкции тепломагистрали в Улан-Удэ

Корреспондент «Информ Полиса» выяснил, есть ли повод для беспокойства

Фото: Евгений Коноплёв

В Улан-Удэ больше месяца продолжается ремонт тепломагистрали № 3. Без горячей воды остаются 140 многоквартирных домов, девять детсадов, четыре школы, два медучреждения и 17 соцобъектов на Шишковке. Горожане узнали об отключении в тот же день, к тому же есть подозрения, что на реконструкции используют «бэушные» материалы. 

О том, кто виноват в «неожиданном» отключении, что за подрядчик проводит работы и есть ли поводы для беспокойства, - в материале «Информ Полиса». 

Отмолчались

С 21 июля в Улан-Удэ реконструируют тепломагистраль № 3 в рамках проекта «Развитие строительного жилищно-коммунального комплекса Бурятии». Часть Железнодорожного района осталась без ГВС до самой осени. Однако горожане узнали об отключении неожиданно, в день начала работ, что вызвало волну возмущения. Тогда замруководителя администрации Железнодорожного района Артемий Родионов принес извинения за доставленные неудобства. В МУ «Улан-Удэстройзаказчик» нам пояснили, что уведомлять потребителей об отключении горячей воды должно ПАО «ТГК-14» само или через управляющие компании. Однако в ТГК-14 объяснения такому поступку не дали. 

- Проектная документация по «реконструкции системы теплоснабжения п. Стеклозавод с закрытием котельных; реконструкции тепломагистрали № 3» разработана филиалом «Улан-Удэнский энергетический комплекс» ПАО «ТГК-14» в 2016 году, - рассказывают в «Улан-Удэстройзаказчик». – В 2022–2023-м выделено финансирование в рамках проекта «Развитие строительного ЖКК Бурятии». Были дважды проведены торги в феврале-марте 2022 года, по итогам которых 2 июня заключен муниципальный контракт с ООО «Проектно-строительная корпорация «Развитие». 

Финансирование определено на два года, поэтому проведение работ по реконструкции распределено на два этапа - в 2022 и 2023 годах. На первом этапе подрядная организация заменяет 450 метров тепловых сетей. 

- В рамках второго этапа заложены работы по замене тепловой сети, протяженностью 1600 м, также будут произведены замена повысительной насосной станции (ПНС) и подключение к ТЭЦ-1. Из-за ограниченного финансирования параллельное горячее водоснабжение не предусмотрено проектом. Будут реконструированы физически изношенные конструкции тепловых сетей и оборудование ПНС3-1 с увеличением пропускной способности с 1100 т/час до 3300 т/час, - поясняет заказчик. 

Не новые?

В редакцию «Информ Полиса» обратился житель Железнодорожного района, который сообщает, что на строительстве тепломагистрали № 3 используются бетонные лотки, бывшие в употреблении. 

- На Спиртзаводе прямо на улице лежат пронумерованные бетонные лотки. Их берут и закрашивают битумом, а потом везут на пересечение улиц Пушкина и Сенчихина. Они сложены возле кафе. Есть новые лотки и старые, последние закрашены битумом. Если использовать «бэушные» лотки, то теплотрасса быстро придет в негодность? 

Член группы общественного контроля комиссии по ЖКХ Общественной палаты Бурятии Владимир Афанасьев объясняет, что железобетонные лотки крайне прочные и могут прослужить и 100 лет, а хранение на улице им не повредит. 

- Из них делают канальную прокладку теплотрассы. При ремонте вскрывают лотки, гнилые трубы меняют на новые. Если трубы того же диаметра, что и старые, то имеющиеся лотки на сто процентов подойдут и их можно не менять. Если трубы увеличенного диаметра, то создается проект, в котором рассчитывается расстояние канальной прокладки до трубы. Если оно нормированное, то можно и старый лоток положить. Если труба не проходит по каналу, то делают новые лотки. Поэтому, если лотки кладут согласно проекту на тепломагистрали № 3, то никаких нарушений нет. Но нужно ознакомиться с проектом, на месте осмотреть лотки, - говорит Афанасьев. 

Директор «Улан-Удэстройзаказчик» Олег Тимофеев опровергает предположение горожанина. По его словам, реконструкция проводится в рамках нового строительства, а не капитального. То есть все элементы теплотрассы полностью обновляются, тогда как в последнем случае предусмотрена установка тех же самых конструкций. 

- Мы работаем по проектной документации, которая получила положительное заключение экспертизы, равно как и сметная документация. В этом случае у нас нет права применять какой-то «бэушный» материал, даже пригодные к дальнейшему использованию лотки. Полностью меняется конструктив теплотрассы: диаметр труб, задвижек, запорная арматура, соответственно, меняются габариты железобетонных лотков, - объясняет Тимофеев. – Подрядчик приобретает материалы сам, часть из них поставляет «Буржелезобетон». Остальные материалы заказываются в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ. Мы это все проверяем, Росстройконтроль ведет работы по приемке и соблюдению проектных решений. 

Новосибирский подрядчик

В Улан-Удэ полмесяца проводится реконструкция тепломагистрали № 3. Проект также включает реконструкцию системы теплоснабжения поселка Стеклозавод с закрытием котельных. Поэтому и работы не из дешевых – их стоимость 882,5 млн рублей. Из открытых источников известно, что много желающих контракт не привлек. «Улан-Удэстройзаказчик» вынужден был заключить его с единственным поставщиком - «Проектно-строительной корпорацией «Развитие». 

Уже сейчас подрядчик получил в качестве аванса 441,25 млн рублей (50%). По плану до конца года городской бюджет выплатит ему в общей сложности 529,5 млн рублей. Остальные 353 млн «Развитие» получит в 2023 году, 31 декабря 2023-го контракт должен быть исполнен. 

Что же это за компания? В 2010 году ее основал Николай Владимирович Башкеев для строительства зданий, инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, торговли стройматериалами и т. п. В 2021 году среднесписочная численность работников «Развития» составляла 57 человек. В реестре недобросовестных поставщиков не числится. 

После открытия, в 2011 году, компания выручила 29,6 млн рублей. В 2012-м – 11,7 млн, в 2013-м – 103,3 млн. В первый год пандемии выручка «Развития» составила 429 млн рублей, а в 2021-м упала до 228,8 млн рублей. 

За годы существования подрядчик выиграл 32 государственные закупки в качестве поставщика на сумму около 2 млрд рублей. В 2022 году ПСК «Развитие» выиграла два контракта: один с новосибирским городом Обь на 45,2 млн рублей, а второй - с «Улан-Удэстройзаказчик». Отметим, это первый и пока единственный их контракт в Бурятии. Компания стала межрегиональной только в прошлом году, когда выиграла контракт на сумму 192,1 млн рублей по строительству переезда через шоссе в Красноярске. Основная география работ подрядчика - в Новосибирской области. 

Любопытно, что с 2015 года «Развитие» не получала контракты дороже 200 млн рублей. Получается, улан-удэнские работы для нее самые дорогостоящие за последние семь лет. А всего у подрядчика три контракта дороже 500 млн рублей. 

Николай Башкеев также является владельцем строительной компании «Сельхозмеханизмы» (с 2006 года) и инвестиционно-строительной компании «Развитие строительных технологий» (РСТ, с 2013 года). В последней есть еще три учредителя, хотя у Башкеева решающая доля капитала (75,8%). 

Справка
В Улан-Удэ 146 источников теплоснабжения, из которых 53 централизованные. Общая протяженность - 1008,57 км. Износ объектов теплоснабжения составляет более 70%.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях