Коронавирус
9812

Высокая температура и жидкий стул

Врач-инфекционист рассказала о новом симптоме ковида

Фото: freepik.com

Коронавирус в Бурятии набирает обороты. Неделей ранее власти решили вернуть масочный режим в закрытых помещениях, надеясь сдержать рост заболеваемости. В преддверии сезона ОРВИ и гриппа мы поговорили с главным внештатным инфекционистом Минздрава Бурятии, заместителем главного врача Республиканской клинической инфекционной больницы Еленой Сильченко. Врач рассказала о том, как изменился ковид и как болеют те, кто заразился повторно. 

– Елена Владимировна, расскажите, как сегодня протекает коронавирус у ваших пациентов. Чем нынешний подвид омикрона опаснее своих предшественников? 

– Мы видим, что пациентов, нуждающихся в госпитализации, сегодня намного меньше. Во вторую и третью волны у нас разворачивали до семи госпиталей. Сейчас работает один наш госпиталь, один на базе ДРКБ – детский ковидарий, один на базе БСМП на 20–30 коек – там ковид плюс хирургия. Это достаточно мало. Тяжёлых пациентов, нуждающихся в стационарном лечении, в разы меньше, чем в прошлую волну. 

Также нынешний ковид достаточно лёгкий, очень мало нуждающихся в медицинском кислороде пациентов. В основном в реанимации лежат люди, которые в силу своих сопутствующих патологий и обострений их на фоне ковида попали туда, обычно это инсульт, грипп, хроническая обструктивная болезнь лёгких и другие. Ковидных пневмоний очень мало. 

– Каково соотношение в реанимации непривитых, привитых пациентов и тех, кто не ревакцинировался? 

– 90 % пациентов, лежащих в реанимации, не привиты от ковида. У многих пропущена ревакцинация. Вакцинированные тоже к нам попадают, но болеют легче. К нам они поступают, потому что у них другие показания. Например, многие не могут находиться дома, потому что у них маленькие дети или беременные женщины. Или они из группы риска. 29 июля мы открыли ковидный стационар и видим, что госпитализация растёт, но всё-таки её темпы намного меньше, чем в прошлые волны, больные в разы легче переносят, и гораздо меньше людей требуют именно стационарного лечения. 

– В чём особенности нынешнего подвида омикрона? С какими симптомами обычно обращаются больные? 

– Кроме того, что он протекает легче, я ничего сказать не могу. Единственное – примерно у 15 % заболевших наблюдается жидкий стул. А так все симптомы те же, что и обычно: лихорадка, заложенность носа, температура 38–39, распирающая головная боль, ломота в теле, резкий сухой кашель. Такие же симптомы у тех, кто заболел повторно. Мы наблюдаем за больными, в том числе среди своих знакомых, и в основном после пяти-шести дней заболевший начинает чувствовать себя лучше, а следом приходит отрицательный анализ. 

– Все вакцины делались по большей части на старые штаммы. Насколько они эффективны теперь? 

– Для начала напомню, что цель вакцинации – защитить не от заражения, а от тяжёлого течения заболевания и летального исхода. Привитый может заболеть, но он будет болеть легче, у него не будет потребности в кислороде, у него не разовьётся пневмония, он не умрёт. 

Эффективность западных вакцин как минимум в три раза ниже, чем эффективность «Спутника-V». Для разработки вакцины берутся основные антигены коронавируса. Конечно, мутации штамма тоже реагируют на вакцинацию, они тоже подвержены атакам антител, которые выработаны на те штаммы, против которых разрабатывалась вакцина. Мы видим много вакцинированных, болеющих повторно, но гораздо легче. Первые два-три дня – да, все симптомы, тем не менее в течение недели люди выздоравливают. 

– Теряют ли пациенты обоняние, вкус при повторном заражении? 

– Скажу на своём примере. Я дважды болела ковидом и оба раза теряла обоняние. Но это длилось недолго, два-три дня. Поэтому да, симптомы при повторном заражении могут быть те же. Уже доказана эта особенность коронавируса – он действует на нервные окончания, и эту способность он не утратил. 

– По данным Бурятстата, в 2020 году от ковида умерли 690 человек, в 2021 уже 2 242 человека. Чем был обусловлен такой рост, ждать ли нового всплеска? 

– Все помнят прошлый год, это был ад на Земле. Особенно летом и осенью. Смертоносный штамм дельта пришёл к нам из Индии. У нас пациенты лежали даже в коридорах. Реанимации не хватало, мы открывали палаты интенсивной терапии. 

Сначала вирус мутирует в сторону именно приобретения своих зловредных свойств, усиливается его способность как можно тяжелее поражать ткани и клетки организма. Но при дальнейшей мутации он не может бесконечно наращивать свои патогенные свойства. Постепенно вирус растрачивает эти способности, но зато приобретает способность быть более заразным, например. В данном случае мы как раз наблюдаем это – вирус стал легче, но заразнее. 

– Что вы посоветуете нашим читателям сейчас, когда ковид снова идёт вверх? 

– Я всегда рекомендую своим землякам заниматься своим здоровьем. Особенно контролировать вес и пищевые привычки. Соблюдать правильный образ жизни, следить за давлением и уровнем сахара в крови. Больше двигаться, прислушиваться к самочувствию, не заниматься самолечением. Обязательно соблюдать масочный режим, мыть руки – простые санитарные правила. Не носите одну маску неделю, меняйте хотя бы раз в день. Ну и, конечно, вакцинируйтесь и следите за своим графиком вакцинации. Впереди нас ждёт также вакцинация против гриппа. Поэтому советую поставить прививку против гриппа. 

Готовы к новому удару?

Насколько в этом году мы готовы к очередной волне ковида и как обстоят дела с медицинским кислородом, которого прошлым летом не хватало больницам республики. 

В прошлом году нехватка жизненно важного газа в больницах и ковидных центрах Бурятии ощущалась довольно остро. Летом, в разгар пандемии, ежедневная потребность в кислороде в республике составляла порядка 20 тонн, а производилось его вдвое меньше. Власти Бурятии в срочном порядке взялись решать возникшую проблему. 

«Проблемы с кислородом есть. Идут дополнительные закупки кислородных концентраторов. Министр промышленности (министр торговли и инноваций Бурятии Антон Виноградов. – Прим. авт.) сейчас в Красноярске, заключает договор на дополнительную поставку кислорода. Напряженно идём, но, думаю, в ближайшие три дня вопрос с кислородом решим», – прокомментировал тогда ситуацию глава республики Алексей Цыденов. 

Как обстоят дела с медицинским кислородом сейчас, на фоне роста заболеваемости, и насколько в этом плане мы готовы к очередной волне? 

Кто поставляет нам кислород?

Как сообщают в Минздраве Бурятии, основной поставщик медицинского кислорода в больницы республики на сегодня – ООО «Арника-Пром-Сервис». Предприятие зарегистрировано в городе Усолье-Сибирское Иркутской области и производит 10 тонн жидкого кислорода в сутки. 

– Кроме того, организована доставка жидкого кислорода из Красноярска, Новосибирска, Омска и Хабаровска, – говорят в министерстве. – Республиканская больница заключила договор на поставку с ООО «Предприятие «Газсервис» (г. Красноярск). 

Лицензию на производство медицинского кислорода получило и местное предприятие – «Улан-Удэстальмост». В июле 2021 года ему выдано регистрационное удостоверение, и теперь оно проходит процедуру ввода в гражданский оборот. 

Прошлым летом в БСМП, городскую больницу № 4 и Республиканскую клиническую больницу закупили и установили три кислородных концентратора производительностью 400 л/мин (аппарат для выделения молекул кислорода из окружающей атмосферы, их концентрации и выдачи в виде потока чистого кислорода. - Прим. авт.). 

– Также приобретены 49 газификаторов (криобаллонов объёмом 195 л). Центральные районные больницы сейчас приобретают 19 концентраторов кислорода, – сообщают в Минздраве Бурятии. – До пандемии в лечебных учреждениях республики было 383 точки подачи кислорода. За период пандемии для обеспечения больных кислородом было дополнительно смонтировано 1 337 точек подачи кислорода. В ближайшее время планируется установить еще 170 точек. 

Смертность от ковида в Бурятии:

2020 – 690 человек

2021 – 2 242 человека

Всего с начала пандемии – 3 046 человек.

* По данным Бурятстата

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях