В популярном местном паблике «Аноним 03» во «ВКонтакте» недавно разместили пост об обычае вешать хадаки и хий-морин на деревья. Жительница бурятской столицы рассказала, что после работы решила отдохнуть за городом и наткнулась там на неприятную инсталляцию.
- Прокатились по Спиртзаводской трассе, постояли у источника, прогулялись по лесу. Идём – вонь вдруг невыносимая. Смотрим, а на берёзе – баранья голова и шкура, – поведала неизвестный автор.
Шкуру на снимке и в самом деле видно, а вот голову «замазали» – судя по всему, из эстетических соображений. Участники сообщества тут же давай гадать, кому это всё понадобилось. Некоторые заявили, что так, мол, «шаманы развлекаются». Есть версия, что кто-то из наших земляков прикрепил к дереву останки животного именно по их совету.
- Кто-то кредит не может выплатить. Думает, что поможет. По совету «шамана» важного. Уже развелось этих псевдоэкстрасенсов, шаманов, гадалок, медиумов и других целителей от бед, – высказалась одна из подписчиц.
- Кто-то из улуса на удачу барана на хий-морине повесил. Ничего, и не такое видели, – отметил другой посетитель паблика.
Кстати, месяц назад представители местной религиозной организации шаманов (МРОШ) «Тэнгэри» призвали жителей республики не повязывать хий-морин на деревья у знаменитой горы «Спящий лев», что в нескольких километрах от Тарбагатая. В МРОШ говорят, что это негативно влияет на карму.
- Большая просьба к приезжающим на эту гору не завязывать хадаки на деревьях. Так вы их убиваете и нарушаете себе карму, – заявили в «Тэнгэри».
Возле «Спящего льва» даже пообещали установить специальную перекладину.
- Это удивительное место со своей историей, обладающее большой шаманской силой. Сейчас его посещает много людей. По просьбе администрации Тарбагатайского района представители «Тэнгэри» съездили туда, чтобы определить место, где можно помолиться, сделать подношения божествам и получить помощь хозяев священной горы, – подчеркнули в МРОШ.
Четыре года назад Буддийская традиционная Сангха России (БТСР) тоже обращалась к жителям республики с просьбой не вешать хадаки и ленточки – зурам, сэмэлгэ, дарцог, хии-морин – на живые деревья. В БТСР тогда пояснили, что полоски из синтетической ткани практически не гниют, а нитки от них со временем распускаются и опутывают растительность точно сети.
Это было весной, в мае 2018-го. А полгода спустя верующих вновь призвали встать на защиту природы. Известный в Бурятии фотограф Светлана Целовальникова рассказала в соцсетях, что прошлась по Святой поляне в тункинском посёлке Аршан вместе с настоятелем Хойморского дацана «Бодхидхарма». Перед ними предстало печальное зрелище.
- Многие должны задуматься над этим. На деревьях висят целлофановые пакеты, носовые платки, даже пара носков, георгиевские ленточки, шнурки всякие, влажные салфетки... Хочется, чтобы у гостей республики остались о ней очень приятные и тёплые воспоминания, ведь в Тунку приезжают сотни туристов и паломников разного вероисповедания со всей страны и из-за рубежа, – отметила Светлана Целовальникова.
По её словам, вдоль всех эколого-паломнических троп были выложены пирамидки из камешек, а на деревьях развевались разноцветные ленточки и хадаки.
- Многие из них так туго перевязаны, что с годами впиваются в стволы и ветки деревьев, которые со временем погибают. Даже небольшие кустики, связанные в такие «оковы», сгибаются под их тяжестью и на будущий год, наверняка, засохнут, – подчеркнула фотограф. – В святых местах происходит соприкосновение мира людей и мира духов. Здесь нельзя шуметь и как-то неподобающе себя вести, просто так развешивать тряпьё на деревьях. Как раз тут-то и следует очистить разум от лишних мыслей и покаяться в грехах и дурных поступках. Но люди, не задумываясь, губят природу.