Он в одиночку пересекал Атлантический и Тихий океаны на вёсельной лодке, совершил рекордное кругосветное путешествие на воздушном шаре, первым в СНГ покорил семь высочайших вершин мира, дважды поднимался на Эверест, обогнул земной шар на яхте, стал первым в мире человеком, достигшим пяти полюсов Земли. За его плечами свыше 20 мировых рекордов.
Сегодня Фёдор Конюхов отправился в пустыню Гоби, заглянув по пути в Улан-Удэ. На встрече с журналистами путешественник с мировым именем рассказал о том, с чего всё началось, что из путешествий запомнилось больше всего, какие впечатления у него остались от Байкала и после каких событий ему посвятил песню Владимир Высоцкий.
«Ваша республика самая солнечная»
В начале встречи Фёдор Конюхов отметил, что Улан-Удэ - это город путешественников, поскольку раньше через него проходили все экспедиции на восток. Кяхта же когда-то гремела на всю страну, как “ворота в Азию”.
- Я был здесь в последний раз лет пять назад, - говорит он. - А в 2009 году отсюда мы ехали в Монголию. Тогда с Улан-Батора стартовали на верблюдах в честь 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Небо у вас чистое-чистое. Ваша республика самая солнечная, даже в Сочи нет столько солнца как у вас.
Мимо Байкала Конюхов проезжал ещё в 1991 году по дороге из Находки в Брест, когда вместе с австралийцами тестировал автомобиль “Мицубиси Паджеро”. Компания заехала на Ольхон.
- Рыбаки угощали нас омулем, мы уху варили. Австралийцы тогда сказали местным: «Вы знаете, что вы живёте в самом красивом месте?». А местные не могут понять, так как других мест особо и не видели, - вспоминает путешественник. - Сейчас я мечтаю на воздушном шаре перелететь Байкал. Кончено, тут 60 километров и другие уже летали. На самолёте мы пролетали над ним, но Байкал блестел от солнца, и мы не налюбовались. А если лететь на воздушном шаре, то спокойно можно посмотреть. Ещё иркутские ребята пригласили прокатиться с ними на собачьих упряжках по Байкалу. Я и зимой сюда приезжал. У меня сын работал в федерации парусного спорта, а здесь были гонки на коньках под парусом. Байкал – это жемчужина не только нашей страны, но и всего мира. Где ещё в мире такое увидишь?
На мотоциклах через пустыню
В этот раз Фёдор Филиппович стал участником экспедиции через Кяхту в Монголию по следам «Великого чайного пути». В планах - пройти пустыню Гоби на самодельных мотоциклах. Идея экспедиции принадлежит друзьям-байкерам из Москвы Александру Юнанову и Игорю Головатому.
- Техника, которую мы используем, строилась для нашей экспедиции с Фёдором Филипповичем на Северный полюс. Три раза её пришлось отложить, но технику испытывать надо и нам удалось организовать экспедицию в Гоби, - рассказывает Александр. - Главная цель – испытание самодельной техники в экстремальных условиях и на длительном пробеге. Мы должны пройти почти всю пустыню Гоби и выйти на северо-запад Монголии. Предстоит пройти 1500 километров примерно за две недели.
Однако путешественники разработали и так называемый «план Б» - если что-то вдруг не получится, то они отправятся вокруг Байкала.
О технике же, которую экспедиция будет испытывать в монгольской пустыне, подробнее поведал Игорь Головатый:
- Мы проехали очень много стран на мотоциклах. У Александра появилась идея поехать на мотоцикле на Северный полюс. Мы долго выбирали мотоциклы, ведь там торосы, полыньи, разломы льда, поэтому техника должна ещё и плавать. Нашли производителей в Московской области и начали с ним дорабатывать мотовездеход под наши условия. Получился трёхколёсный мотоцикл на шинах низкого давления, который умеет плавать. Двигатель там стоит обычный, но надёжный – «Хонда». Максимальная скорость - 26,9 км/ч. Этот рекорд мы ставили два года назад у вас на «Байкальской миле». В длительных же перегонах техника ещё не испытывалась.
Дедушкино желание
Как уже упоминалось выше, Фёдор Конюхов не раз совершал одиночные путешествия - на лодке через океан, на шаре вокруг планеты.
- Как вы не боялись? - спрашивает мальчик из зала.
- Боязнь - это вещь хорошая, от неё не надо отказываться, как и от боли. Надо уметь преодолевать, - отвечает 70-летний путешественник. - Я молюсь дедушке Николаю Чудотворцу, и он меня за ручку водит. С ним не страшно.
Вспомнил он и о том, как к нему пришло желание путешествовать:
- У меня дедушка участвовал в экспедиции русского путешественника Георгия Седова в 1901 году на Новую землю. Седова туда отправил Николай II, чтобы нанести точные координаты на карту. Дедушка грёб вёслами в этой экспедиции. В 1912 году Седов погиб на Земле Франца-Иосифа, дедушка же не пошёл в экспедицию, потому что женился, хотя был приглашён. Когда дедушка умирал, мне было семь лет, и он сказал, что я должен стать как Георгий Яковлевич Седов. И с тех пор я уже знал кем буду. У меня сейчас на шее дедушкин крестик.
Не только успехи, но и поражения
Среди сотен разных путешествий, Фёдор Конюхов самым запоминающимся назвал своё последнее, когда минувшим летом пролетел над нашей страной на параплане.
- Я два года не мог спокойно жить, потому что знал, что на мотопараплане польские пилоты пролетели 427 километров. Это был мировой рекорд. А у нас хорошие мотопарапланы, мы сами их строили, у нас хорошие пилоты. И пока мы готовились, португальцы пролетели 630 километров. Ну, что делать? Надо португальский рекорд бить, - с улыбкой вспоминает он. - И мы вылетели из Воронежа до Чеченской республики – ветер так дул – и пролетели 1030 километров. Тогда поняли, что можно долететь и до Северного полюса. Мы всё подготовили, подстроились под ледокол, чтобы он нас забрал потом с Северного полюса. Лететь нужно было где-то около 600 километров с Земли Франца-Иосифа. Был туман, а когда мы поднялись выше него, солнце стало бить в глаза. Когда мой пилот надевал очки, у него слетела каска и разбила нам винт и радиатор. Мы смогли сесть на льдину. Такая ошибка была делитантская, и вот мы сидим на льдине! Дождались ледокола и он нас подобрал. Так что у меня есть не только успехи, но и поражения.
Знаменитый путешественник добавил, что у него никогда не было желания целенаправленно где-то побывать - все его экспедиции связаны с чем-то определённым. В поездке в Монголию его привлекает техника, на которой предстоит преодолевать трудный путь.
- Про меня даже анекдот есть: Фёдор Конюхов вышел в магазин за хлебом, но не удержался и совершил очередную кругосветку, - смеётся он. - У меня же всегда есть конкретные цели и задачи. Да и нет у нас на земном шаре некрасивых мест.
Вечер с Высоцким
Известный бурятский кинорежиссёр Юрий Ботоев, который тоже пришёл на встречу с Конюховым, припомнил, что у Владимира Высоцкого есть песня «Мореплаватель-одиночка». И не ошибся - произведение знаменитого барда посвящено именно Фёдору Филлиповичу.
- С Высоцким я был знаком, провёл с ним один вечер. А дело было так. Я приехал к Юрию Сенкевичу, который вёл «Клуб кинопутешествий», чтобы он помог мне получить разрешение на одиночное кругосветное плавание. Но Сенкевич меня не поддержал. Я был расстроен, пошёл к друзьям в Дом кино, где познакомился с Высоцким и рассказал, почему я здесь. И он написал песню «Мореплаватель-одиночка». Там всё про меня, - улыбаясь вспомнил он.
Ещё и художник
На обратном пути из Монголии в Москву участники экспедиции пообещали вновь заехать в Улан-Удэ, чтобы поделиться впечатлениями о пройденном пути. Фёдор Конюхов же планирует отправиться в Антарктиду, чтобы организовывать там частную полярную станцию и три месяца в одиночку заниматься наукой.
Отметим, что Конюхов ещё и художник и много лет пишет картины. Он признался, что хотел бы приехать в этом качестве в Улан-Удэ и организовать здесь свою выставку. Каталог с картинами он передал в местный музей, а после встречи с журналистами отправился в магазин за холстами и красками, чтобы рисовать прямо в пустыне Гоби.