Из года в год в Бурятии говорят о необходимости развивать туризм, увеличивать туристский поток и создавать новые продукты. Интересные идеи нередко проскальзывают в новостной ленте, но, увы, редко имеют должное продолжение.
Мы рассмотрели самые примечательные из них, а также узнали, какими «фишками» другие регионы России привлекают путешественников. Об этом читайте в материале «Информ Полиса».
Топтание на месте?
Среди туристов и местных жителей Бурятия известна в первую очередь отдыхом на Байкале и на целебных источниках. Эти и другие «исконные» виды туризма развиваются в регионе с переменным успехом. Помогают увеличению турпотока чартерные рейсы, но не новые турпродукты. При этом очевидно – республика обладает всем необходимым потенциалом для создания таких предложений, что привлечет туристов. Рассмотрим идеи для турбизнеса, которые требуют доработки.
Например, многие районы уже занимаются оздоровительным туризмом. Но, чтобы увеличить аудиторию, необходимы новые решения. Так, популярным направлением стала бы реабилитация коронавируса, актуальная сейчас. При этом возможна связка с классическими турпродуктами.
Также увеличению турпотока могло бы помочь объединение сил с другими регионами. Несколько лет назад работал регулярный пассажирский рейс на пароходе между Танхоем, Листвянкой и Иркутском, а также между Туркой и Ольхоном. Очевидно, что объединение Бурятии и Иркутской области в единый турмаршрут добавило бы разнообразия и стало бы привлекательным.
Не так давно шла речь о создании вертолетных экскурсий по Улан-Удэ, а также по районам Бурятии. Это могло бы стать популярным у элитных туристов, которые ценят оригинальность и уединение.
Мы взяли на себя смелость упомянуть и такие турпродукты, о которых пока никто не заявлял. Например, определенный круг туристов мог бы привлечь в Бурятию религиозный туризм. Православие, буддизм, шаманизм – интерес вызывают не только величественные храмы и дацаны, но и служители этих конфессий. Монахи, астрологи, целители, способные помочь добрым словом и делом, всегда актуальны в трудные времена.
Также стоит обратить внимание на рейтинги, в которых упоминается наш регион. Например, в республике целых восемь самых красивых деревень России: Ацагат, Барагхан, Большой Куналей, Десятниково, Посольск, Тарбагатай, Харгана, Ярикта. Продуманный турмаршрут по «золотому кольцу Бурятии» может стать интересной изюминкой. Это может быть смесь культурно-исторического и гастрономического туризма, где путешественник узнает все о быте живущих здесь народов, послушает здешние истории, легенды и песни и, конечно же, попробует фирменные блюда.
Для большей объективности обратимся за «советом» к другим российским регионам, славящимся среди путешественников.
Возможно все
Один из самых популярных курортных городов России может похвастаться развитыми активными видами отдыха. Дело в том, что еще со времен СССР в окрестностях города Сочи сохранилось большое количество популярных эколого-туристических маршрутов, пролегающих по территориям Сочинского национального парка и Кавказского государственного природного биосферного заповедника.
Виды активного отдыха, которые Сочи может предложить туристам, поражает. Это и сплав по горным рекам (рафтинг), пешие турпоходы, катание на горном велосипеде (маунтинбайк), такие виды скалолазания, как виа феррата и каньонинг, посещение пещер (спелеотуризм), конные маршруты. А на море отдыхающие могут заняться виндсерфингом, дайвингом, парусным спортом, катанием на гидропланах и аквабайках.
Очевидно, что все эти развлечения требуют предварительной оценки популярности у туристов и значительных затрат для развития в нашем регионе. Однако для начала можно присмотреться хотя бы к тем из них, что выглядят реалистично. Например, о пешеходной тропе Улан-Удэ – Иркутск протяженностью 500 километров (около недели на велосипеде) давно говорит директор Ассоциации экотуризма в Бурятии Андрей Сукнев. Хорошо обустроенные туристические тропы могут стать отдельным местом притяжения туристов, особенно иностранных, и наладить обмен туристами между Иркутском и Улан-Удэ.
Как же это реализовать у нас? Обратим внимание на скалолазание. Еще в 2014 году корреспонденты рубрики «Тайны Бурятии» побывали в Закаменском районе и приметили неподалеку от въезда в Закаменск высоченные скалы причудливой формы в местности Юхта. Между останцами – ущелья, скальные трещины, пещеры, минеральные источники. На уступах Юхты открывается панорама долины реки Джиды, зажатой в теснине огромного каньона. Это действительно каньон, который можно сравнить со знаменитым американским Гранд-каньоном. Такие же отвесные стены, высоченные террасы скал, узкая расщелина между горами, по которой несется стремительная река. Только, в отличие от глинистой и мутной Колорадо, вода в Джиде прозрачная и живительная. А еще гораздо живописнее пейзаж. В США каньон окружен унылой пустыней. У нас Юхта красиво обрамлена березовыми рощами, мощными сосновыми лесами и альпийскими лугами.
Особенно на Юхте впечатляет придорожный комплекс скал, которые словно специально подготовлены для занятий скалолазанием. По своей крутизне они ничем не уступают знаменитым красноярским Столбам. Прямо у подножья имеется уютная площадка, укрытая от ветра, где можно разбить альпинистский лагерь. Особый шик каньону придают многочисленные пороги горной Джиды. Вот где можно было развернуться любителям сплавов!
Естественно, Джида, Юхта и другие горные реки и скалы Бурятии представляют спортивный интерес, поэтому уже на слуху у профессионалов. Однако этот туристский поток «протекает» мимо местных туроператоров, официальной статистики и бюджета республики. Как мы можем узнать о приезжающих к нам экстремалах? Из сводок ЧП, когда на спасение только одного туриста тратятся сотни тысяч рублей из бюджета региона, то есть наших налогов. Поэтому развитие активных видов отдыха выглядит привлекательным для Бурятии в том случае, если туристические маршруты будут легализованы, оборудованы, безопасны, а туристы будут обязаны иметь страховку от несчастных случаев.
По коням!
В Горном Алтае также есть необычные туристические предложения, которые редко где встретишь. Здесь есть пешие, автомобильные, водные, конные и велосипедные туры, а также их комбинации. Бурятия могла бы начать развивать конные туры для новичков и профессионалов по живописным местам республики, а также в труднодоступные горные местности. Маршруты могли бы пересекаться с другими регионами, а также с Монголией, как делают это на Алтае. При этом туристам необязательно весь путь проделывать на лошадях – их могут сменить велосипеды, каяки и квадроциклы. Конечно, организация таких туристических маршрутов далеко не дешевое удовольствие, в том числе для самих туристов. Она требует серьезных затрат на транспорт, составление маршрутов, организацию безопасности для отдыхающих.
Ранее мы рассказывали, что в Иркутской области и Якутии крайне развит водный туризм. Речные прогулки, экскурсии по Ангаре и Байкалу, реке Лене, круизы. В Бурятии же водный транспорт не развит. Что уж говорить, единственная база-стоянка для судов расположена на севере республики. Но мы можем привлечь туристов на Уду, Селенгу и на восточную сторону Байкала продуманными туристическими маршрутами.
Очевидно, что реализация даже некоторых из перечисленных турпродуктов помогла бы Бурятии стать популярнее в России и за рубежом. Однако это возможно только при должном желании, усилиях и финансировании.
Министр туризма Бурятии Алдар Доржиев сообщает, что в 2021 году Бурятию посетили 412 тысяч туристов. В первом полугодии 2022 года в коллективных средствах размещения переночевали, а значит, прошли официальную регистрацию и попали в статистику Росстата свыше 179 тысяч человек. Министр ожидает, что в этом году будет достигнут допандемийный уровень в 500 тысяч туристов и, может быть, даже больше.