Виталий Хонихоев известен в Бурятии как юрист и правозащитник, а теперь набирает популярность как писатель. В июне 2022 года он написал роман «Синдзи-кун и его попытка прожить обычную жизнь», который рассказывает о 50-летнем россиянине, переродившемся в обычного японского школьника, но в альтернативной вселенной. Недавно издательство «АСТ» взялось за публикацию печатной версии его романа.
О своем творческом пути, выборе необычного жанра и вдохновении писатель поведал в интервью «Информ Полису».
Молодой жанр
Виталий Хонихоев обожает читать книги, поэтому занимается писательством всю жизнь. По его словам, у него и любого графомана в столе найдется пачка произведений, за которые ему стыдно.
– Начать писать роман меня подтолкнула китайская рпг-литература (фантастика на основе популярных ролевых видеоигр. – Прим. авт.), потому что они ее сильно развивают, притом берут деньги за каждую главу, – говорит он. – В советское время выбор книг был ограничен, а сейчас открываются новые жанры. Мой роман написан в жанре бояръ-аниме, который существует только в России. В нем понятный россиянин переносится в Японию либо в фэнтезийный мир, мир будущего и т. д. Мне это интересно, потому что я обожаю беллетристику. Этот сюжетный ход называется попаданство, который появился в 90-е годы в России, даже раньше, чем похожий в Японии исэкай. В этих произведениях герои попадают в прошлое, помогают товарищу Сталину переиграть войну. Это читают люди моего возраста, 50 лет и старше. В этом отражается желание вернуться в пионерское прошлое, тоска русского человека по имперскости. А исэкай нравится молодым.
Слово «аниме» в жанре бояръ-аниме, продолжает писатель, показывает смещение акцентов на легкое восприятие жизни.
– Жизнь не трагедия, на самом деле к ней надо относиться с юмором, – объясняет Хонихоев. – Однако в жанре бояръ-аниме уже написано много чего просто ужасно. Авторы – молодые люди, у которых нет жизненного опыта, в том числе и творческого. Например, главный герой – тысячелетний демон, бывший в заточении, но ведет себя как 14-летний пацан. Поэтому я решил написать сам. Первый том начал писать в мае, выложил в июне. Пишу по тому в месяц, сейчас пишу четвертый. Это так, потому что мне нет необходимости редактировать. В голове все есть. Я знаю, как герой себя поведет, как окружающие отреагируют, из-за богатого жизненного опыта. В каких ситуациях я только не был: в армии служил, воевал, в тюрьме сидел. Иногда говорят: «Так не бывает». Бывает, жил я с тремя девушками в одной квартире.
Чтобы облегчить себе задачу и не врать читателю, автор сделал главного героя романа примерно его возраста и опыта. Это помогает сделать реакции персонажей и поведение естественными.
– Первую книгу в электронной библиотеке Author.Today можно прочитать бесплатно, остальные платно – всего 130 рублей. Когда первые полтора месяца я был на первой странице в топе, поверить не мог. Рад, конечно, быть на том же месте, что и мэтры жанра Николай Метельский, Андрей Кощиенко, Сергей Плотников. На сегодняшний момент общее количество просмотров всех книжек – 2 миллиона. Это много, не думал, что так будет всего за три месяца, – отмечает наш собеседник. – Месяц назад подписал контракт с издательством «АСТ» на публикацию печатной версии первого тома о «Синдзи-куне». Тогда роман был на первом месте, но прочтений было 200 тысяч. Выслали контракт, права основные у меня остались, но четыре года я не могу продавать права на публикацию печатной версии. В электронном виде она будет распространяться, как и сейчас. Пока идет корректировка текста, создание иллюстраций, обложки. Очень хочу посмотреть. Выйдет книга в декабре-январе. У меня мечта, чтобы аниме по моему произведению сняли.
Книжный сериал
Некоторые начинают читать роман Хонихоева с мыслью, что это фанфикшн (любительское сочинение по оригинальным произведениям) по аниме-сериалу «Евангелион», но это не так. Заблуждение вызывают одинаковые имена главных героев – Синдзи-кун.
– Безусловно, параллель есть и опять в пику «Еве», – заявляет писатель. – Меня раздражает этот персонаж тем, что не может принять решение. Часто встречаю мнение, что в аниме показан глубокий срез подросткового сознания. Опять же биография автора, который был в отчаянии на момент создания. Но я могу за себя сказать, что не все подростки так чувствуют. Их ориентация больше во внешнее, чем во внутреннее. Поэтому большинство подростков, увидев гигантского робота, будут с восторгом в него залезать, а плакать будут, только когда в первый раз получат от соперника. Есть другая крайность этого, когда персонаж непобедимый – это мечта подростка о всемогуществе. Поэтому я хотел написать бояръ-аниме, чтобы не было стыдно за главного героя, но он не был бы картонным, а реакции окружающих были бы естественными. При этом показать мир, в который верится, ведь ты не можешь быть самым сильным. И немножко посмеяться над канонами жанра.
Виталий не отрицает, что мог бы написать фанфикшн по «Евангелиону», только если бы за него платили. Здесь мешает авторское право. Помимо цели заработать деньги на романах и перестать работать юристом, Хонихоев хотел дать людям что-то веселое и поддерживающее.
– В том числе надеюсь научить многим вещам, помочь молодым людям, которым интересен этот жанр, немного глубже понять жизнь, что она не односторонняя. Что-то разрушилось, девушка бросила, но жизнь не закончилась. У любой проблемы есть тысяча вариантов решения. В конце концов есть такая замечательная штука, как принятие ситуации. Речь не о деньгах, не о славе. Самое важное – это человеческие взаимоотношения, в приоритете внутреннее над внешним. Но облечь эти мысли в развлекательную форму, без морализаторства. Раз мы живем в веке сериалов, то главы пишу в несколько сериальной манере. Чтобы после прочтения читатель мог сделать вывод, получить инсайд.
Справка
Бояръ-аниме – русский литературный жанр, включающий такие жанры, как боевые искусства, научная фантастика и фэнтези. Действия произведений могут разворачиваться в альтернативной вселенной нашего мира, часто напоминающей Японию или Россию. Распространенным сюжетным ходом является попаданство – внезапный перенос главного героя в прошлое, будущее, на другую планету, в параллельный мир или мир художественного произведения. Также жанр может включать такие ходы, как сверхъестественные способности, супергероика, межклановые интриги.