Специалисты крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга «Head Hunter» объяснили, как отразится на рынке труда в Бурятии объявленная по всей стране частичная мобилизация. На сайте hh.ru сейчас насчитывается более четырёх вакансий. Конкуренция среди соискателей при этом составляет 3,6 резюме на место. В 16-ти профсферах региона из 28-ми – например, «Добыча сырья», «Строительство», «Медицина», «Рабочий персонал», «Банки», «Продажи», «Транспорт/логистика» – сегодня наметился кадровый голод.
Как отмечает руководитель направления клиентской эффективности и главный эксперт «Head Hunter» по рынку труда Наталья Данина, в марте-апреле на рынке труда уже была подобная ситуация. Это связывают с началом спецоперации на Украине и санкционным давлением.
- Поэтому, скорее всего, мы увидим краткосрочное падение вакансий, сопоставимое с периодом в начале весны, – поясняет эксперт. – Вместе с тем среди работодателей и соискателей никто пока не сталкивался с ситуациями, вызванными частичной мобилизации.
По мнению Натальи Даниной, сценарий будет примерно такой же, как во время пандемии коронавируса и после объявления СВО – «падение и достаточно быстрое восстановление». В ближайшие месяцы число вакансий в Бурятии может сократиться из-за полной перестройки работы HR-отделов в новых условиях.
- Это новая нормативная база (внешние указы, приказы по компании и т.д.), а также глобальные тектонические сдвиги и в плане влияния на системы и методы управления человеческим капиталом. Это состояние похоже на пандемический шок, – подчеркнула Данина. – Иными словами, HR-функция вновь вошла в зону стремительной трансформации, где подбор новых людей – далеко не первоочередная задача. Какое-то время будет не до новых вакансий и не до подбора как такового. Насколько затянется этот период зависит, в первую очередь, от интенсивности, рациональности, наличия чёткой нормативной базы по организации частичной мобилизации со стороны властей.
Ранее глава Минобороны РФ Сергей Шойгу заявил, что призвать на СВО планируется 300 тысяч человек.
- Условно речь идёт о молодых людях в возрасте от 20 до 24 лет и чуть в меньшей степени – до 40. Это самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые находятся в дефиците в последние два года. Изъятие этой части трудоспособных ресурсов, безусловно – дополнительная нагрузка на рынок труда и фактор усугубления дефицита кадров. Но на фоне возможного сокращения числа вакансий это вряд ли отразится на конкуренции за рабочие места. Она останется на прежнем уровне – 5-6 человек на место в целом по стране, – добавила главный эксперт «Head Hunter» по рынку труда.
В розничной торговле, по её словам, ожидается высокая текучка кадров. В нефтегазовой и остальных сырьевых отраслях санкционное давление, скорее всего, ещё больше усилится.
- Но объём трудовых ресурсов, занятых в них, к счастью, не так велик, чтобы оказать большое влияние на рынок труда. Транспортная и логистическая сферы продолжат активно развиваться за счёт параллельного импорта, и люди там тоже понадобятся, – заключила Наталья Данина.