история
6685
1

Чем Верхнеудинск понравился Антону Павловичу Чехову?

Знаменитый писатель посетил его более 130 лет назад и описал как «миленький городок»

Фото: «Википедия»

В Улан-Удэ почти и нет людей, кто, прогуливаясь по Арбату, не видел бы здесь памятник знаменитому русскому писателю Антону Павловичу Чехову. Одной из причин установки статуи на самой оживлённой улан-удэнской улице стала память о том, что более 130 лет назад по дороге на Сахалин писатель посетил наш город.  

О нём Чехов написал всего два слова: «Миленький городок». Однако историки, обращая внимание на то, как он обычно критиковал многие города, считают эту оценку очень высокой. Так чем же Верхнеудинск, да и Бурятия в целом, мог привлечь писателя с мировым именем? 

До Байкала на лошадях

Путешествие Антона Павловича на Сахалин началось с Москвы, откуда он выехал 21 апреля 1890 года. Целью этой поездки стала личная инициатива писателя посмотреть на быт сосланных туда каторжан, собрать документальный материал о местных тюрьмах. Также Чехов провёл перепись сосланных на Сахалин людей. 

Поездом 30-летний драматург добрался до Ярославля, затем прошёл на пароходе по Волге и Каме, потом поездом до Екатеринбурга, откуда было принято решение вплоть до Байкала ехать на лошадях, запряжённых в тарантас. Этот путь путешественник описал как «конно-лошадиное странствие» с «полосканием в невылазной грязи». Дорогу через западную Сибирь он назвал «самой безобразной во всём свете» и сравнил путешествие по ней с тяжёлой затяжной болезнью. 

4 июня Чехов прибыл в Иркутск и написал о нём следующее: «Превосходный город, совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой». Спустя неделю он выехал к Байкалу. «Берега живописные. Горы и горы. Погода чудная. Мне было так хорошо, что и описать нельзя… От Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза», — писал Чехов о своих впечатлениях.

Также Антон Павлович упомянул и об известном русском художнике: «Скотина Левитан, что не поехал со мной». Как оказалось, мастер пейзажа Исаак Левитан получал приглашение отправиться в путь вместе с Чеховым, но отказался по состоянию здоровья. Сегодня можно лишь предполагать, какие бы шедевры вышли из-под кисти великого художника, вдохновись он красотами Забайкалья… 

Бурятский писатель Владимир Бараев указывал, что, прибыв в иркутскую Листвянку, Антон Чехов отметил удивительную схожесть этого посёлка с Ялтой. Отсюда он со своими спутниками на грузовом пароходе отправился по Байкалу в Клюевку, далее пешком до станции Мысовой. Там сели на тарантас и выехали к Селенге, откуда на пароме добрались до Верхнеудинска.

Позже в сборнике «По Сибири: путевые очерки и письма» писатель вспомнит про эту поездку:
«На Байкале видел такие глубины, что мороз по коже», «Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду», «Селенга — сплошная красота, а в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псёла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днём скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния».

Поражался трудолюбию бурят

14 июня Антон Павлович достиг Верхнеудинска. 

Подробности его приезда описал Владимир Бараев:
«На пароме перед Верхнеудинском Чехов увидел бурятку в длиннополом дэгэле. Сидя верхом на коне, она смотрела на мутную бурную воду, куря трубку, отделанную серебром. В её облике проглядывало нечто Кандинское. Лицо, нос правильной формы. Необычные украшения с кисточками на шапке, бусы из кораллов, серёжки. Чехов начал деликатно обходить её по кругу. Как степная кобылица — жеребца, она почуяла внимание русского с бородкой, но не смотрела на него. Паромщик предупредил, чтобы он не приближался к коню, тот может лягнуть или укусить. Чехов вспомнил, как на пароходе через Байкал бесились кони, и не стал подходить близко. Более того, ему показалось, что и всадница может хлестнуть его плетью. Паромщик шепнул, что бурятка часто ездит в город, понимает по-русски, но вряд ли станет говорить, уж больно горделива.

Антон Павлович хотел услышать бурятскую речь и попросил его спросить, не продаст ли она свою трубку. Узнав о просьбе, она усмехнулась и ответила на родном языке словами, которые паромщик перевёл так: «Трубка — подарок, она не может продать её». Речь показалась необычной, но мягкой. Только тут она удостоила Чехова лёгкой полуулыбкой. Когда паром причалил к берегу, она хлестнула коня и умчалась в гору».

В Верхнеудинске Чехов остановился в доме Селищевых — ныне это здание Сбербанка на Ленина, 49. Писатель зашёл на почту и отправил письмо домой, прогулялся по Большой улице (ныне — Ленина), пообедал в Гостиных рядах и зашёл в Одигитриевский собор, где послушал молебен и пение и поставил свечку. Далее вышел на берег Уды и удивился, что она светлее Селенги. После этой прогулки он и написал: «Верхнеудинск — миленький городок».

Чем именно город приглянулся Чехову, точно неизвестно. Не так давно бурятский краевед Евгений Голубев ссылался на записки врача Алексеева, ехавшего примерно в те же годы из Иркутска в Читу. Врач писал, что «Bepxнeyдинcк гopoдoк, пpaвильнo pacпoлoжeнный, oн не вeсь дepeвянный, кaк бoльшинcтвo cибиpcкиx гopoдoв; киpпичныe здaния paзнooбpaзят и кaк бы оживляют и paзyкpaшивaют eгo общий вид. Пo yлицaм Bepxнeyдинcкa pacxaживaeт paзнoплeмeннaя тoлпa: вcтpeчaлиcь бypяты, китaйцы, ceмeйcкиe». 

Голубев считает, что Чехов, прогулявшись по городу, увидел то же самое и был впечатлён. 

В общей сложности писатель провёл в Верхнеудинске около пяти часов. Несмотря на это, среди местных жителей десятками лет позже стали ходить легенды, мол, в городе живут потомки великого драматурга. Однако никаких подтверждений этим домыслам нет. 

Пишет Владимир Бараев:
«Узнав бурят не понаслышке, Чехов поражался их трудолюбию, умению держать в узде полудиких степных коней. Вспомнив бурятку, в которой увидел нечто Кандинское, он подумал, что, если одеть её в европейское платье, подучить грамоте, она могла бы украсить самое изысканное общество». 

17 июня лошади доставили писателя в Читу, а 20-го он уже сел в Сретенске на пароход и к 11 июля с пересадками добрался до Сахалина, где пробыл со своей миссией до середины октября.

Заочное знакомство с Бурятией

К большой поездке Антон Павлович начал готовиться с января, перечитав десятки книг и статей о местах, которые ему предстояло посетить. Внимательные историки нашли в этом списке статью Владимира Птицына «Тюрьма Приленского края». 

Учёный и путешественник Птицын в своё время объехал Сибирь и Забайкалье, долго жил в Кяхте, интересовался буддийским искусством, был знаком со многими бурятскими купцами, чиновниками и самим Хамбо ламой. Писатель Владимир Бараев сообщил, что Чехов встретился с Птицыным незадолго до поездки и тот рекомендовал ему посетить множество городов Сибири и Забайкалья, включая Кяхту.

Прочёл драматург и ряд книг, написанных каторжниками о Сибири. В книгах содержалось много интересной информации о Бурятии и её жителях. Ввиду того, что Чехов был ограничен во времени и много где не успел побывать, можно смело предполагать, что благодаря книгам он хоть и заочно, но всё же смог познакомиться с культурой Бурятии и её жителями. 

Памятник за отзыв о городе

Бронзовая фигура писателя, высотой 1,75 метра, заняла место на скамейке у Музея истории города в пешеходной части улицы Ленина. Рядом дощечка с цитатой, где он отзывается о Верхнеудинске как о «миленьком городке». 

Открыли памятник в 2013 году. Тогда ныне бывший мэр Улан-Удэ Александр Голков отметил, что есть две главные причины установки памятника Чехову — его приятная оценка Верхнеудинска, подобную которой он не дал ни одному сибирскому городу, а также тот факт, что Чехов наравне с Достоевским самый читаемый русский писатель за рубежом. 

Фигура, удобно расположенная у стены, в уголке, и по сей день вызывает интерес и улыбку прохожих.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях