Улан-удэнка Евгения Алексеева два года назад начала собирать ненужные людям вещи и дарить им вторую жизнь. Теперь в столице Бурятии работают два ее благотворительных магазина «Ниточка» и несколько пунктов сбора. Предприниматель рассказывает «Информ Полису», как начала свое дело, какие социальные и экологические задачи решает, а также как планирует развиваться.
Не мусор, а ресурс
Магазин «Ниточка», где мы договорились встретиться с Евгенией Алексеевой, находится на улице Ленина, напротив районного суда. Это два зала с одеждой, обувью, игрушками, книгами, посудой, картинами и другими вещами. Войдя, улыбчивая предпринимательница поприветствовала журналиста, продавца и покупательницу. С последней Евгения дружески обнялась и обменялась вопросами о семье и жизни.
Девушка рассказывает, что у нее есть муж и двое детей-погодок. Идея создания благотворительного проекта пришла к ней очень давно, когда она еще жила и работала в Санкт-Петербурге. У нее десять лет стажа в энергетической отрасли.
- Мы часто и много от компании ездили в Европу. Меня вдохновило то, как у них налажена работа с текстильным мусором. Очень интересно. Контейнерный сбор впервые увидела там, - вспоминает она. - В Финляндии текстиль применяют на больших ТЭЦ в качестве топлива для сжигания и производят электроэнергию. Конечно, в нашей стране все сложно с сжиганием, поэтому я против. Это нужно понимать систему фильтрации, правильно все наладить, и тогда вредность от сжигания одежды будет минимальная.
По словам Евгении, на свалках города до 7 % отходов - это текстиль, сотни тонн. Одежда - большой ресурс. Люди привыкли относиться к ней как к мусору, так как рынок перенасыщен одеждой. Надевают один-два раза и выбрасывают.
- Много навязанной нам моды, коллекций, некачественных тканей. Надо понимать, что не все вещи могут быть переработаны, поэтому логичнее и по-человечески вернуть ее в экономику, ведь на нее уже затрачены ресурсы и она в хорошем состоянии и может приносить пользу. В этом и заключается гуманитарный и социальный подход к одежде, - считает наша собеседница. - В мае 2020 года мы написали первый пост в социальных сетях. На самом деле я не ожидала, что будет такой большой отклик и огласка. За два года ни разу не делали рекламу, просто люди друг другу передавали информацию о нас. Для меня это показательно и ценно. Оказалось, что люди у нас очень осознанные, готовы к раздельному сбору, по крайней мере, таких реально очень много.
Уже в августе Евгения открыла первый благотворительный магазин на ул. Ленина, появился спрос сначала у социально незащищенной группы населения. Сейчас в секонд-хенды «Ниточка» приходят студенты, модники, которые ищут оригинальные, брендовые и винтажные вещи. Стоят они до 1000 рублей. Например, обувь по акции сейчас продается по 50 рублей за пару.
Затратное дело
Евгения Алексеева своей работой выстраивает экономику замкнутого цикла, когда одежда и другие вещи, купленные в республике, попадают к ним и получают вторую жизнь через благотворительность и продажи.
- У нас работает склад сортировки одежды, где вручную отбирают вещи на благотворительность, продажу и в мусор. Конечно, проблема с тем, что люди сдают не те вещи, рваные или грязные, есть. Осознанное потребление - это сложно. Неприятно девочкам на сортировке, но это же культура, которую нужно прививать. В Европе пытались внедрить автоматизированную сортировку, но только человек может понять, что подходит, а что нет. Раз в два месяца мы вывозим КамАЗ мусора, это дорого. Также был случай, когда к нам попали туфли Луи Виттон стоимостью 60 тысяч, а мы их продали за 1,5 тысячи. Московские коллеги в шутку попросили отправлять такие вещи им, ведь они продадут дороже. У нас точно есть крутые штуки, но нужно искать, - объясняет предприниматель. - У нас в команде 10 человек - сортировщики, грузчики, перевозчики, продавцы. Мы стараемся быть всегда взаимозаменяемыми. Все можем делать сами, только не вывозить, хотя первые два месяца после запуска я сама возила. Понятное дело, до сих пор эти мешки таскаем.
Кожа (сумки), мех, обувь, нижнее белье не перерабатывают в России. Это проблема, над которой в «Ниточке» могут пока только задумываться. Поэтому сумки и обувь принимают только в хорошем виде, нижнее и постельное белье только новое.
- Мы работаем с одеждой, но, как правило, люди знают, что могут опускать в наши контейнеры другие вещи. Например, книги - это боль, когда мы видим их на мусорке, - отмечает Алексеева. - Моя задача - выстроить уверенную систему, которая будет самоокупаемой. Благотворительные фонды могут заниматься сбором и раздачей одежды, но за счет грантов и без переработки. Мы же собираем одежду, сортируем ее, арендуем помещения под магазины и склад, продаем одежду, платим зарплаты и налоги. Я всегда говорю, что мусором можно заниматься только рука об руку с государством. Реально нужно много ресурсов, чтобы получить выгоду. Самое сложное и затратное - это сортировка одежды и логистика, когда обслуживают контейнеры и отвозят на сортировку и на свалку.
Большие объемы вещей уходят в благотворительность, подчеркивает Евгения. Они сотрудничают с фондом «Шанс» по запросу, с вытрезвителем городским, через общественные организации и ТОСы увозят одежду в Прибайкальский и Хоринский районы.
- В наш склад каждую неделю могут прийти нуждающиеся и получить то, что им нужно. Прописаны правила, как это можно сделать. В прошлом году адресную гуманитарную помощь получили больше 1 200 семей. Это очень большая цифра. Этим летом в Гусиноозерске более 350 человек получили вещи бесплатно в ходе благотворительной акции. Также не годные к переработке и носке куртки, одеяла отправляются в приюты для животных, где служат подстилками для четвероногих, - рассказывает она. - В прошлом году мы начали проводить акции по сбору детей в школу и к Новому году. Делали первые шаги, было страшно, искали партнеров. В этом году на нас вышло агентство, которое нашло спонсоров, и мы обеспечили 41 ребенка из районов Бурятии. Это победа.
40 тонн мусора - Москве
Благотворительный проект «Ниточка» работает не только за счет своих средств. В прошлом году они выиграли два гранта. Один - от фонда озера Байкал на покупку контейнеров для создания инфраструктуры для сбора.
- И один грант от Минпромторга мы выиграли как социальные предприниматели, попали в реестр СП. На эти деньги в начале января купили разволокняющий станок, который перерабатывает текстиль в регенерированное волокно (РВ) - вату. Пробуем ее в различных направлениях. Она достаточно легкая и объемная, может быть использована как наполнитель в декоративные подушки, игрушки, матрацы, смотря как ее применять. Несколько дизайнеров подключались, и одна из таких коллекций с нашей ватой даже выступала на «Мерседес Бенц» в Москве. Также мы сортируем для швей по запросу джинсу, вязаные вещи и т. п., - делится Евгения.
По словам организатора проекта, пока они могут перерабатывать любую ткань в вату, и существуют циклы дальнейшего производства. Но для Алексеевой это дорого.
- Интересно, что переработки текстиля в Сибири и на Дальнем Востоке нет вообще. Так исторически сложилось, что более-менее перерабатывающие компании всегда располагаются там, где есть большое производство текстиля - Иваново, Челябинск, Москва, чтобы дорогое оборудование не простаивало. Но мусор-то у нас есть, его никуда не денешь. Поэтому мне интересно в этом направлении работать как технарю, как энергетику, наладить замкнутый цикл до конечной переработки, - говорит она. - У нашего дела есть потенциал. Когда закрыли границы, оказалось, что до 70 % текстильного мусора завозилось в Россию из-за рубежа для переработки и производства обтирочной ветоши (требуется на предприятиях, где работают с маслами, на СТО). Покупали большое количество, поэтому случился кризис. Представляете, у нас своего мусора, что ли, не хватает? Поэтому Минприроды РФ вышло на таких, как мы, чтобы увеличивать сбор текстильного мусора. У них задача - выстроить в нашей стране его сбор, дай бог.
Недавно «Ниточка» начала сотрудничать с одной перерабатывающей компанией из Москвы, где не хватает текстильного мусора. Они накапливают его и передают туда - за три месяца отправили в столицу 40 тонн ветоши из Бурятии.
- Мы можем гордиться, что этот мусор не оказался на наших свалках, - заявляет Евгения Алексеева. - Если опять в Центральной России смогут привозить мусор из-за рубежа, то им так будет проще и выгоднее. И это грустно. Слишком большая территория страны и логистика дорогая.
Помочь может каждый
Социальный предприниматель вспоминает, что первые два контейнера для сбора одежды они купили за счет туриста из Финляндии, который отдыхал в Улан-Удэ. Это было удивительно.
- Это здорово, что на нас вышли магазины «Трава», «Тони Моли», бассейн «Золотая рыбка», ТЦ «Форум», которые сами поставили контейнеры в своих помещениях. Пока мы делаем деревянные контейнеры, но они могут стоять только в здании. Железный стоит 50 тысяч рублей и может находиться на улице. Для нас актуально развивать сеть сбора одежды. Во всех районах жители просят поставить контейнеры, и нам тоже хочется быть удобными. Было бы здорово, если бы подключились другие предприниматели, предоставляли место. Мы можем с их логотипами контейнеры устанавливать. Это возможность нашими руками, не углубляясь, участвовать в благотворительности, делать имиджевую рекламу и отличаться от конкурентов.
Евгения подчеркивает, что просто поставить контейнер у себя в помещении несложно. К тому же во время пандемии ящики «Ниточки» стали местом притяжения для покупателей.
- Самое время объединяться, хотя бы тем, кто хочет развивать здесь свою жизнь и работу, - уверена Алексеева. – Слава богу, сейчас окупаемся, правда, пока не вернула 600 тысяч, которые вложила на старте. Лишнего позволить не можем. Нам помогают волонтеры из БГУ, подбирают образы и делают фото для соцсетей. Хотели бы, чтобы в штате была швея с творческим подходом, которая делала бы классные штуки из вещей, бывших в употреблении. У нас есть фурнитура, которая сейчас стоит больших денег, пуговицы, ткани и т. д. Также хотели бы шить матрацы с нашим наполнителем.
Однако все мечты о расширении упираются в отсутствие дополнительных площадей, арендовать которые она не может.
- Склады стоят очень дорого. Если есть владельцы заброшенных или неиспользуемых складов, то мы всегда готовы сотрудничать, - добавляет Евгения Алексеева. - Надеемся, что будем большими, сильными, стабильными. Смотрим в сторону развития сети благотворительных магазинов.
Какие вещи могут обрести вторую жизнь?
- Чистая, без запаха, сухая, нерваная одежда
- Обувь в хорошем состоянии, пригодная для носки
- Сумки, рюкзаки, чемоданы в хорошем состоянии
- Чистая детская одежда и любые игрушки в исправном состоянии
- Книги
- Аксессуары, бижутерия целая
- Посуда целая
- Чистый домашний текстиль: постельное белье, полотенца, шторы, тюль, покрывала
- Домашняя утварь
Социально-благотворительный проект «Ниточка» принимает на переработку непригодные для ношения вещи с преобладанием натуральной ткани в составе (лен, хлопок, шерсть, шелк). Ветошь размером не меньше 20*20 см.
Секонд-хенд «Ниточка» находится по адресу: ул. Ленина, 7/2, ул. Сахьяновой, 21, блок 2. Тел.: 8 (983) 630-40-10.
Адреса пунктов приема в Улан-Удэ:
- ТЦ «Гэлэкси», магазин «Трава», бутик 121 – контейнер с 10:00 до 20:00;
- ТРЦ Capital mall, центральный вход у банкомата – контейнер с 10:00 до 21:00;
- ул. Краснофлотская, 30, бассейн «Золотая рыбка» – контейнер с 9:00 до 21:00;
- ул. Ключевская, 21 – на базе БМДК, въезд с остановки «Товары Бурятии», установлен круглосуточный контейнер на ул. Лебедева, 1а.