Мистические обряды жертвоприношения богам и духам местности иногда мы видим в фильмах и на страницах книг. Рассказывали нам об этом и на уроках истории в пятом классе, где подробно изучался древний мир. Однако подобные обряды не ушли в прошлое, и даже сегодня где-нибудь в лесу можно столкнуться с последствиями ритуала, когда в жертву приносят животное.
О том, кто и для чего может делать такие обряды, а также насколько популярен шаманизм в нашей республике и как отличить настоящего шамана от шарлатана, нам объяснил профессионал с более чем десятилетним стажем.
Пугающая находка
Фото подвешенной и разделанной туши барана появилось в паблике «Аноним 03» в соцсети «ВКонтакте». Женщина с ужасом описала увиденное, рассказала, что гуляла по лесу вблизи Спиртзаводского тракта и наткнулась на ужасную смердячую находку. Подобный случай произошёл и весной, когда жители Сотниково практически в двух шагах от федеральной трассы нашли мёртвого подвешенного барана.
Как известно, в нашей республике шаманизм – довольно популярная религия. И если шаманов сейчас не так много, то отголоски этой веры можно найти в местной культуре, искусстве и так далее.
О подвешенном в лесу баране и в целом о популярности шаманства мы побеседовали с иркутским служителем культа, работающим в Улан-Удэ.
– У каждого шамана есть шаманское имя, но ко мне оно пока не пришло, – отвечает он на вопрос о том, как его называть, и предупреждает: – Я полагаю, что у каждого шамана есть своя точка зрения и не всегда она будет верна.
О животном в лесу мужчина предполагает, что его судьбу могли решить, скорее всего, якутские или эвенкийские шаманы, поскольку это не относится к бурятским обычаям.
– Точно знаю, что якутские шаманы так делают. Бурятские так не делают, обычно всё отправляется через костёр. Но направлений сейчас много, могло появиться множество разных общин. Шаманов сейчас много разных стало, – констатировал он.
Насколько такой обряд актуален и уместен сегодня?
– Жертвоприношение приносят хозяевам местности. По-хорошему, это делается в сакральных местах. Представьте, если бы в деревнях на заборы люди вешали туши животных. Как минимум, это неэтично. Тушу животного поглощают другие животные, птицы например, а для людей это культурный шок, – говорит шаман. – Слышали же, как в Ангарске верблюдов сожгли (в феврале 2019-го в ходе обряда сожгли 5 верблюдов. – Прим. авт.)? Я разговаривал с шаманом, который общается с ангарскими. Мне объяснили, что это якобы для России. Но я, честно говоря, не понимаю. Верблюд для Иркутской области животное не культовое. Я когда услышал, что они по 12–15 посвящений делают, для меня это был шок.
Я показал своему собеседнику фото туши барана, о которой мы говорили в самом начале.
Рассмотрев снимок, шаман молвил:
– Я полагаю, что это обряд замены душ. Кто-то болел, и, чтобы он не умер, было сделано такое подношение. Но это не совсем похоже на шаманское действо. Интересно было бы посмотреть энергетику этого места. Либо это просто подражатели, психически нездоровые люди.
Дискредитируют и угрожают
В шаманстве есть много направлений. Например, в Монголии развито тенгрианство, где люди молятся не только богу Тенгри, но и космосу. Там даже есть шаманка, являющаяся доктором физико-математических наук. Она содержит свою школу шаманства, при этом всё объясняет с физико-математической точки зрения.
В Бурятии наиболее распространено сабдачное шаманство, где люди молятся духам местности.
– Я классический иркутский шаман, ясновидящий, общаюсь с духами, в никаких религиозных общинах я не состою, принимаю людей, лечу, с духами общаюсь, делаю обрядовые действия по-шамански. Работаю со своими родовыми ангонами и общаюсь с богами именно данного рода. Как это всё называть, я не знаю, – рассказывает наш собеседник. – Но есть такие деятели, кто ради денег готов людям втирать все, что угодно. Недавно из Новосибирска приезжали «гастролёры», проводили курсы, где непонятно что делали. Мне приносили оттуда вещи, я смотрел их и не видел в них ничего. Точно такие же «гастролёры» могли и барана подвесить. Очень много тех, кто дискредитирует шаманство. Угрожают, например, говорят, что если то или это не сделаешь, то беда будет и так далее. Так в шаманстве не делается.
Настоящий же шаман, принимая людей, не просит своих клиентов с ходу рассказывать о себе, а сначала спрашивает духов о жизни пришедших и потом уже сам рассказывает человеку о его же жизни. Всё – через общение с духами.
Шаманизм и другие религии
Шаман рассказывает, что около 150 лет назад в Иркутской области жил научный деятель по фамилии Цыбиков, который ездил по деревням, описывал шаманские обычаи и пришёл к выводу, что даже если населённые пункты находятся рядом, то всё равно в культовых традициях есть различия. Отсюда вывод, что каждый шаман вносил в обряды что-то сугубо своё.
– Современные книги про шаманизм – это популизм, там нет никакого научного обоснования. Если бы я нашёл единомышленников, то, может быть, тоже издал бы книгу о том, как я всё это вижу, как души возвращаются, как жизни продлеваются, как людей спасать, – говорит мужчина.
То, как шаманство переплетается с другими религиями, – тоже интересная и довольно большая тема. По словам служителя культа, к этому направлению обращаются едва ли не представители всех религий. Оттого шаманизм всегда останется популярен.
– Считается, что Иркутская область – это традиционно шаманская территория, а в Бурятии большинство буддисты. Клиентов у меня больше буддистов. Я даже не вижу разницы – и русские приходят, и семейские, и буддисты. У меня была клиентка, доктор буддийской философии, и она тоже не отрицала, что есть дар – общаться с духами, видеть то, что не всем людям дано, быть посредником между двумя мирами, – объясняет шаман. – Во всех религиях есть ангелы-хранители, святые и боги. Это не противоречит ни одной существующей религии. Исходя из старого догмата, религия – это опиум для народа, и ею занимаются люди, предрасположенные к тому, чтобы их дурачили. Я так не считаю, потому что ко мне приходят люди с достаточно высоким уровнем интеллекта, с высоким образованием. Среди моих клиентов много кандидатов наук, два доктора наук, есть психологи со степенями, то есть люди, у которых своя практика есть. Но всё равно приходят. В основном про семью спросить и очиститься от негатива.